Политобозреватель Галина Ташматова – о причинах и итогах визита премьера Михаила Мишустина в Адыгею
Глава российского правительства Михаил Мишустин в рамках рабочей поездки в депрессивные регионы Юга побывал в Адыгее. Премьер пообщался с представителями АПК республики и заявил, что правительство выделит дополнительно 3,6 млрд руб. на программу комплексного развития сельских территорий. Кроме того, Мишустин встретился с главой Адыгеи Маратом Кумпиловым, чтобы обсудить реализацию в республике индивидуальной программы социально-экономического развития. Политобозреватель Галина Ташматова полагает, что для главы Адыгеи визит премьера обернется «серьезным дискомфортом».
«Премьер делает ревизию именно отсталых регионов Юга России, и его визит в Адыгею нужно рассматривать в этом ключе. В ситуации, когда существует огромный дефицит бюджета (а Мишустин умеет считать деньги), это целесообразный шаг – увидеть все лично. Адыгея – дотационный регион. Хорошо там живет узкая прослойка элиты, а население нищает катастрофически. Учитывая мировые тенденции и активное продвижение в республики Северного Кавказа агрессивных религиозных течений, не придавать этому значение нельзя.
После визита премьера, конечно, последует помощь. Но что это за помощь? Тут не надо смешивать интересы республики и интересы элит. На мой взгляд, эти интересы расходятся: элиты хотят сохранить должности и посты, в то же время правительство, я надеюсь, будет действовать в интересах жителей. Какими могут быть эти решения, говорить пока рано, но, на мой взгляд, этот визит вызовет серьезную тревогу и дискомфорт у Кумпилова. Вывести Адыгею из разряда отсталых и депрессивных регионов мог яркий лидер, а Кумпилов по сути функционер, он не является самодостаточным лидером. Он все еще в тени своего дяди – экс-главы республики Такушинова. Учитывая ментальность кавказских народов, он не может порвать этих уз. Ему не хватает и политического опыта, и харизмы, и самостоятельности.
Мы с нетерпением ждем, какие выводы будут сделаны правительством: чисто популистские – дать больше денег и загасить на время недовольство или какие-то радикальные шаги? Ведь в Адыгее, в которой никогда не было оппозиции, в январе люди вышли на митинги, это говорит о том, что социальное напряжение растет. Не замечать этого нельзя».