Поправляйся, дорогая Конституция! Как поправки изменят жизнь? Часть 2: Поправки о русском народе и культуре
В цикле статей о поправках к Конституции РФ продолжаем разбираться, как же, всё-таки, изменилась наша конституция и какие последствия повлекут за собой принятые к ней поправки.
В предыдущей части мы начали рассматривать изменения в главе 3 "Федеративное устройство".
Вслед за статьёй 67 изменения претерпела и статья 68, в которой ранее русский язык устанавливался как государственный, оговаривалась возможность установления дополнительного государственного языка в республиках, входящих в состав РФ, а также гарантировалось право на сохранение родного языка всем народам России.
Поправка о государствообразующем народе
Новая редакция части 1 статьи 68 теперь устанавливает не только русский язык как государственный, но и русский народ как государствообразующий. Какую роль играет выделение одного из народов России в качестве особенного и государствообразующего? В чем практическая значимость такого обособления? Голосование по поправкам, как мы помним, было пакетным: нравится какая-то поправка? - голосуй за все! Очевидно, что данная поправка является своеобразным реверансом в сторону националистически настроенной части населения и появилась с той целью, чтобы предложенные поправки были ею поддержаны.
С одной стороны, поправка о государствообразующем народе в определённой степени отражает действительность: на протяжении веков многие народы принимали русское подданство, и многие из них отнюдь не добровольно. Но в настоящее время Россия является федерацией, то есть объединением многих субъектов, каждый из которых представляет из себя государство. Получается, что упоминание государствообразующего народа может стать опасным прецедентом, и в случае ослабления федеральной власти в будущем многие субъекты РФ, в которых титульным народом являются представители других национальностей, могут проявить инициативу о закреплении другого народа в качестве государствообразующего на своей территории.
Кроме того, прецедент обособления одного из народов может послужить обоснованием для дальнейшего придания представителям этого народа неких особых прав. Например, в худшем случае может появиться норма о том, что определённые должности могут занимать лишь представители государствообразующего народа, что, безусловно, будет поддержано националистами и может стать причиной множества национальных конфликтов и даже гражданской войны. На этом фоне может ожить сепаратистское движение в ряде национальных регионов. При этом, как мы выяснили ранее, статья 67 Конституции исключает возможность выхода из состава РФ.
Резюмируя все вышесказанное, хочется ещё раз сказать о том, что поправка о государствообразующем народе не так уж безобидна, она может стать опасным прецедентом и быть использована для развала страны.
Поправка о культуре
В статье 68 в дополнение к ранее имевшимся трём частям появилась ещё одна - часть 4. В ней закрепляется, что культура является наследием многонационального народа России и поддерживается государством. Данная поправка, скорее всего, тоже появилась, чтобы предложенный пакет поправок был поддержан определённой частью населения, а именно - работниками культуры и интеллигенцией, и является косметической. Существенного изменения политики государства в области культуры она, скорее всего, не повлечёт.