Всем привет. Недавно на глаза попалась такая информация – оказывается, в Далласе, одном из крупнейших городов в Техасе, есть подземная пешеходная сеть, построенная в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века.
Она имеет протяженность несколько километров и соединяет все крупные здания в центре. Правда, в настоящее в настоящее время эта сеть используется мало, многие тоннели закрыты, многие утрачены, но и того, что есть хватает для того, чтобы поддерживать пешеходное сообщение между различными точками центра города.
Авторы идеи размышляли таким образом – в этом районе интенсивный автомобильный трафик, людям неудобно ездить по центру, опять же проблема с парковками и все такое. В центре расположено большое количество офисов, торговых центров и административных учреждений.
Следовательно, потоки людей утром направлены в центр, а вечером из центра. И чтобы все это было удобно и доступно, по замыслу авторов, люди должны были оставлять свои автомобили в подземных паркингах по периметру центра, а дальше по тоннелям проходить к нужным местам.
Таким образом, они были бы защищены от непогоды и необходимости дышать автомобильными выхлопами – в тоннелях была устроена система кондиционирования, они были хорошо освещены, здесь располагались кафе и магазины. Одним словом, подземный город, который казался очень удобным его создателям. Городские власти на протяжении целого десятилетия развивали этот проект, постоянно увеличивая и расширяя сеть.
Но не прижилось. Люди не посчитали это удобным. Первоначальный всплеск интереса сменился спадом – мало кому хотелось ходить пешком по длинным скучным подземным коридорам. К концу девяностых подземкой уже мало кто пользовался, и власти закрыли этот проект. Сейчас туннели открыты по будням в рабочее время, некоторые менеджеры пользуются ими для перехода из одного здания в другое да приходят попить кофе в паре сохранившихся подземных кафешках.
В противоположность этому проекту власти финского города Оулу думали совсем не так. У них появилась идея разгрузить центр города от машин – для этого они сделали огромную подземную парковку почти на тысячу автомобилей.
Она оборудована в соответствии со всеми современными достижениями в этой области, имеет многочисленные выходы на поверхность, лифты и прочее, как маленький подземный город.
Это позволило полностью разгрузить центр города, сделать его пешеходной зоной и повысить его коммерческую привлекательность.
Кроме того, высвободившееся пространство позволило развивать парковую зону и построить еще несколько жилых кварталов. Сейчас в Оулу в центре вообще отсутствует автомобильное движение, хотя, при необходимости подъехать к нужному объекту, конечно, можно.
Конечно, со стороны судить всегда легко, но как мне кажется, финский подход более привлекательный и ориентирован больше на пешеходов, чем на автомобилистов. Насколько этот опыт можно применить к нашим городам, мне думать пока не хочется…