Найти в Дзене
ОКОЛО ИСКУССТВА

Ари Шеффер. Слава и сошествие с пьедестала

10 февраля 1795  года родился Ари Шеффер, стяжавший славу
как художник и литограф...

ари шеффер французские художники

10 февраля 1795  года родился Ари Шеффер (Ary Scheffer).  Голландец по происхождению,  Шеффер, стяжавший славу и почёт как художник и литограф,  провел  практически всю свою жизнь в Париже и даже принял французское  гражданство. При жизни творчество художника было чрезвычайно популярно,  но годы практически истёрли память о нём...

Ари Шеффер Автопортрет (1830)
Ари Шеффер Автопортрет (1830)

Ари  Шеффер происходил из семьи художников: отец его, Иоганн Баптист Шеффер,  переселившийся из Мангейма в Голландию, был живописцем, учеником  Тишбейна; мать, Корнелия Шеффер, урожденная Ламме, также с успехом  занималась живописью.

Благодаря урокам рисования, в  особенности отцовским, рано проявившиеся художественные способности  юного Ари получили достаточное развитие; в пятнадцати лет он написал  портрет, который был принят на амстердамскую художественную выставку.

Лишившись  отца, Шеффер переселился в 1811 г., вместе с матерью, в Париж, поступил  в ученики к Пьеру Герену и под его руководством развился столь быстро,  что уже в следующие за тем годы мог участвовать в луврских салонах.

В первую пору своей деятельности  молодой художник работал в академическом стиле Герена и большинства  других французских живописцев того времени, ещё не расставшихся с  принципами Л. Давида, но тем не менее, изображая священные, исторические  сюжеты, видимо, стремился к патетизму, мечтательности и  сентиментальности.

В эту пору (1816—1827 гг.) написаны им  картины: «Смерть Людовика Святого» (1817), «Сократ защищает Алкивиада в  битве при Потидее» (1818), «Патриотическая самоотверженность шести  граждан Кале» (1819), «Св. Людовик, зараженный чумой, посещает больных  ей воинов» (1822; находится в парижской церкви св. Франциска), «Вдова  солдата», «Семейство матроса», «Сгоревшая ферма», «Выздоравливающая  мать», «Сироты на кладбище», «Маленький жнец», «Старый сержант и сестра  милосердия», «Возвращение молодого инвалида домой» и многие др. Все эти  картины, более или менее умеренной величины, были не раз гравированы и  литографированы и доставили художнику огромную популярность.

Ари Шеффер. «Молодые гречанки, умоляющие Мадонну спасти их от турок», 1826
Ари Шеффер. «Молодые гречанки, умоляющие Мадонну спасти их от турок», 1826

Кроме  них, из-под его кисти вышли в это время большие, энергично задуманные,  проникнутые драматизмом картины: «Гастон де Фуа, найденный мертвым среди  павших в битве при Равенне» (в Версальском историческом музее), «Св.  Фома Аквинский во время бури на море проповедует о вере в милосердие  Божье» (в парижской церкви этого святого), «Последние защитники  Миссолунги поджигают мину, от которой они взлетят на воздух», «Сулиотки,  готовые броситься вниз со скалы, чтобы не попасть в рабство», «Молодые  гречанки, умоляющие Мадонну спасти их от турок».

В  1829 г. Шеффер совершил поездку в Нидерланды, где изучал старинных  живописцев этой страны, особенно Рембрандта, влияние которого отражалось  во всем последующем его творчестве. Со времени этой поездки начинается  второй период его творчества. И перед тем склонный к романтизму,  водворившемуся во французской живописи, он теперь решительно примыкает к  его представителям.

Художник  берет сюжеты частью из Евангелия, частью из произведений поэтов (Гёте,  Шиллера, Байрона, Бюргера, Данте). Это дает Шефферу возможность  создавать образы и сцены, трогающие душу зрителя глубиной вложенных в  них мысли и чувства, причем в отношении техники он то подражает  Рембрандту, то держится манеры старых итальянцев и родственных им  новейших немецких живописцев.

К числу картин Шеффера,  исполненных в этом роде, принадлежат: «Христос-Утешитель»; «Христос  Раздаватель наград»; «Христос среди детей»; «Ленора», из баллады Бюргера  (у г-на Ротшильда в Париже); «Гяур», по Байрону; сцены из Фауста Гёте:  «Фауст в своем рабочем кабинете», «Встреча Фауста с Гретхен в саду»,  «Гретхен за самопрялкой», «Гретхен, любующаяся подарками Фауста»,  «Гретхен в церкви», «Видение Фауста» и др.; «Медора», из «Корсара»  Байрона; «Граф Эбергард Плаксивый», по Шиллеру; «Миньона, тоскующая о  родине» и «Миньона, несущаяся помыслом к небу» по Гёте; «Встреча Данте и  Вергилия с тенями Франчески и Паоло в аду», из «Божественной комедии»,  «Данте и Беатриче» оттуда же, «Блаженный Августин и его мать, Моника»,  также оттуда, и т. д.

«Встреча Фауста с Гретхен в саду», 1846
«Встреча Фауста с Гретхен в саду», 1846

В  третьем, последнем периоде деятельности Шеффера (с 1846 г.) его  занимали преимущественно религиозные сюжеты, но, воспроизводя их, он  заботился не столько о соблюдении согласия своих композиций с историей  или преданием, сколько о том, чтобы эти композиции порождали в зрителе  те или другие нравственные идеи.

Это направление Шеффера  выразилось в картинах: «Иаков и Рахиль», «Руфь и Ноемия», «Ангел ведет  пастырей к яслям Младенца-Спасителя», «Три волхва», «Христос в пустыне,  искушаемый дьяволом», «Христос в Гефсиманском саду», «Плач Христа об  Иерусалиме», «Mater dolorosa», «Мироносицы, идущие от гроба Господня»,  «Возвращение блудного сына в родительский дом» и некоторые др.

Христос в пустыне, искушаемый дьяволом», 1854
Христос в пустыне, искушаемый дьяволом», 1854

К  позднейшим произведениям Шеффера принадлежат также три аллегорические  картины: «Добродетель и порок, или Любовь небесная и земная»,  «Междоусобие» (иначе «Второе декабря») и «Стоны земли, превращающиеся в  надежды и счастье».

Для Версальского исторического музея Шеффер,  кроме вышеозначенной «Находки трупа Гастона де Фуа», написал в разное  время «Тольбиакскую битву, выигранную Кловисом в 496 г.», «Объявление  Карлом Великим его первых капитулярий в собрании франков», «Изъявление  Витикиндом и саксами покорности Карлу Великому», «Въезд Филиппа-Августа в  Париж», «Людовик Святой, передающий управление государством королеве»,  «Въезд Людовика XII в Геную», «Встреча Людовиком-Филиппом 1-го  гусарского полка у заставы Трона, 4-го августа 1830 г.».

В том же музее находится несколько портретов работы Шеффера, который был вообще превосходным портретистом.

Сентиментальный,  мечтательный, иногда болезненно-плаксивый характер исторических и  жанровых произведений этого художника сколь нельзя более соответствовал  духу его времени; этим обстоятельством, вместе с бесспорным мастерством  его техники объясняется слава, какой он пользовался при жизни и довольно  долго после своей смерти; но прошли года, стремления и эстетические  воззрения общества изменились, и некогда знаменитый художник сведен  теперь со своего прежнего, не в меру высокого пьедестала.

» источник