В день Рождества в одной из групп социальной сети, объединившей русских, проживающих в Египте, попалась запись, которая призывала не ходить православных людей в коптскую церковь, а ограничиться просмотром праздничного богослужения на русских каналах. Меня этот призыв, исходящий от русской, очевидно, православной женщины, неприятно удивил.
Все традиционные христианские церкви допускают участие в литургии представителей другой конфессии, т. е. православные могут присутствовать на католической службе и наоборот. В церковных таинствах: крещении, исповеди, причастии участие запрещено, но бывали случаи, что на отпевание приглашался священник другой христианской конфессии, если своего по какой-то причине не находилось. Такой великий христианский праздник, как Рождество, общий для абсолютно всех христиан, включая и протестантов всех видов, вполне может стать добрым поводом для сближения и общения с другими христианами, если православного прихода в округе не имеется.
Мои друзья-копты, приезжая в гости, совершенно спокойно ходят на нашу православную службу, участвуют в церковной литургии, но молятся на своем языке, коптском или арабском. Более того, именно русское православие они считают наиболее близкой себе церковью. Один из моих знакомых, копт-египтянин, живущий в Венгрии, рассказывал с сожалением, что ему приходится ходить к адвентистам, потому что русской церкви там нет.
Не претендуя на истину в конечной инстанции, хочу высказать свое исключительно личное представление по поводу различий между православными прихожанами и египетскими коптами. У нас гораздо сильнее проявляет себя обрядоверие, которое зачастую заслоняет собой искреннюю живую веру, особенно у современных русских неофитов. Копты верят и молятся горячо, искренне и просто, имея своего Бога, прежде всего, в душе, а не в церковной внешней форме. Копт, не явившийся на рождественское богослужение, – ситуация почти невозможная. Эта простота и искренность коптов выражается даже в простоте и демократичности богослужения.
Любой человек в коптском храме может войти в алтарь и приложиться к святому престолу, тогда как в русской церкви это разрешается только священнослужителю. А если женщина войдет в алтарь, то церковь закрывают.
У коптов имеется не свойственный для русского православия церемониальный обряд снимать обувь при следовании к причастию, а также при входе в «святые пределы», к которым относятся древние церкви, места, связанные с пребыванием святых, амвон и алтарь. Поэтому, собираясь посетить древние египетские монастыри и старинные коптские церкви, будьте готовы последовать этой коптской традиции. Именно потому, что у нас снимать обувь в церкви не принято, то и мало кто из приезжающих из России знает об этом коптском обряде, который означает особое почитание и признание значения святого места, действия и таинства.
Конечно, у коптов имеются существенные отличия и в традициях, и в литургии. Копты практикуют обрезание, которое восходит к иудейским (раннехристианским) обрядам, но отнюдь не к мусульманскому влиянию. Церковь дистанцируется от этого обряда, не считая его церковным, но народ придает этому обычаю сакральное значение.
Коптская литургия более стационарна, у коптов нет ни малого, ни великого входа, а следовательно и Херувимской песни. Служба длится долго – около трех часов, но иногда затягивается до пяти часов, потому что у коптов четыре чтения из Священного Писания: из книги Деяний апостолов, из соборных посланий, из посланий апостола Павла и из Евангелия. Евангелие часто прочитывается дважды: священником на коптском языке и диаконом — на арабском. Священнические молитвы читаются вслух, не так, как на православной литургии. Псалтырь чаще всего прочитывается, а не пропевается, как у нас. Что мешает пойти к коптам со своим Евангелием и в унисон со священником и дьяконом читать его на русском языке? Копты не прогонят, скорее наоборот, а Бог услышит все равно.
Нельзя не отметить, что коптские святые: преподобные, святители, мученики — почитаются во всем христианском мире, и в православии в том числе. Наши русские паломники, настоящие верующие люди, приезжают в Египет поклониться не только святым местам Египта , но и мощам апостола и евангелиста Марка, святителя Афанасия Александрийского, Отца Церкви Антония Великого, последователем которого являлись многие величайшие святые Древней Руси . Особенно почитается в Коптской Церкви великомученик Георгий, иконы которого находятся почти во всех храмах. Не буду вдаваться во времена становления Московского Царства и Ивана Грозного, но вспомните, что изображено на гербе Москвы?
Коптская Церковь появилась в самые первые века существования христианства и хранит и развивает свои древние традиции. Несмотря на сложную политическую и религиозную ситуацию, духовная жизнь египетских коптов не останавливается. Для справки. На сегодняшний день в Египте более 60 монастырей, хотя цифра эти официальная и неточная. Неточная, потому что здесь имеются совсем маленькие обители, в которых подвизаются от одного до трех монахов. Например, в районе Ахмима таких обителей шесть. Есть монастыри, которые подчиняются более крупным монастырям и являются, говоря мирским языком, их филиалами. Монастыри Святого Антония Великого и Святого Павла Фивейского имеют свои монастырские подворья в г. Буш, что в 120 км. от Каира, и в Хургаде в том числе.
Удивительным фактом египетской духовной жизни является то, что, как и в древние времена первых веков христианства, здесь появляются добровольные монахи-отшельники, пустынножители . Места их монашеской жизни не всегда указываются в официальных церковных справочниках.