Найти тему

Цвет в поэзии. Моё неожиданное открытие

Сегодня я вспоминал одно стихотворение Андрея Вознесенского, и сделал неожиданное открытие.

Я понял, как мало у нас поэтов, пишущих именно цветные, яркие, во всю палитру красок, стихи.

Вот вчерашняя моя заметка, где я сравнивал Анну Ахматову и Марину Цветаеву, в которой я вроде бы их основное отличие для себя обозначил, теперь, я осознал, не содержала ещё одного важного их противопоставления.

Ахматова - поэтесса монохромная, "тёмная", все цвета в её стихах сдержанны и приглушены . Большинство её стихов - это скорбь, сквозь которую прорываются очень сильные чувства, но эти чувства уже подавлены, осмыслены, укрощены.

Если хотите бурлящей радости, восторга перед жизнью, бескрайнего счастья - идите не к ней, открывайте стихи Цветаевой. Сдержанность и закованность чувств в стогую оболочку стихов Ахматовой не поможет вам выразить это буйство чувств.

Что касается А. Вознесенского, то он тоже в своих стихах на краски не скупился. Бросал на свои "полотна" их полными горстями.

И дело именно в красках, а не просто в "визуальной" заточенности поэзии Вознесенского.

("Поэты, отращивайте глаз!" - призывал он собратьев в одном из своих прозаических произведений, и "отрощенность" его собственного глаза нельзя было не заметить. То, что те вещи, которые он описывает, он очень хорошо в и д и т, и обязательно показывает и читателю, бросалось в глаза. Правда, когда он сравнил ромашку с разрезанным яйцом: желток и белок, я уже не выдержал и взмолился: "АА, хватит! Остановитесь! Это уже чересчур!")

А теперь, когда я понял, что поэты различаются для меня по цвету, я быстро пробежал по своей памяти, и понял, что самыми живописными из поэтов, несомненно, являются для меня Вознесенский и Цветаева. Плюс Мандельштам, но который рисует, скорее, на тёмном фоне. Зато тем ярче вспыхивают огни голубые, рубиновые, изумрудные, алмазные, впаянные им в его стихотворные полотна.

Но в своём столь неожиданном вИдении стихов я отнюдь не нов и не одинок, - сразу вспомнил я. Вот Наташа Ростова у Льва Толстого тоже однажды взялась описывать общих ей с её кружком знакомых по форме и цвету, и её характеристики оказались довольно точны. Я уже запамятовал, как она обрисовала "общее впечатление" от Бориса Друбецкого, но зато помню, что Пьер у неё был "квадратным и красно-синим".

А стихотворение, которое поразило меня сегодня буйством красок, это "Храм Георгия Неокесарийского, что на большой Полянке"

-2

Названье "Неокесарийский"

Гончар по кличке "Полубес"

Прочёл как "Неба косари мы"

И ввёл подсолнух керосинный,

И синий фон, и лук серийный,

И рАзрыв-травы в изразец.

И слёзы очи засорили,

Когда он на небо залез.

- Ах отчаянный гончар,

Полубес,

Чем глазурный начинял

голубец?

Лепестки твои, кустарь,

из росы,

Только хрУпки, как хрусталь,

изразцы,

Только, цвет твой, как анчар,

ядовит.

С высоты своей гончар

говорит:

- Чем до свадьбы непорочней, -

Тем отчаянней бабец,

Чем он звонче и непрОчней -

Тем извечней изразец.

Нестираема краса -

изразец.

Пососите, небеса,

леденец!

Будет красная Москва -

от огня,

Будет чёрная Москва -

головня,

Будет белая Москва -

от снегов...

Всё повылечит трава

изразцов.

Изумрудина огня...

Лишь не вылечит меня!

Я к чужой жене ходил,

лук косил.

В изразцы её кровь

подмесил.

И, обняв оживший фриз,

белый весь,

С колокольни рухнул вниз

Полубес.

Затуманила слеза,

Соль веков,

Изумрудные глаза

Изразцов...

Когда я в полночи бессонной,

Гляжу на фриз полубесовский,

Когда тоски не погасить,

Греховным храмом озаримый,

Твержу я: "Неба косари мы!

Косить нам - не перекосить".

Ну вот, кажется, исчерпывающее объяснение того, почему сегодня мне в голову пришла такая неожиданная мысль о "цвете в поэзии".

--------------------------------------------------------------------------------------

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями

Все иллюстрации - из открытых источников

Другие произведения автора на канале "Евгений Мартин" на Яндекс Дзен, на "проза ру" и других литературных сайтах