Здравствуйте, дорогие друзья!
Фигура учителя в советской культуре, поистине, является фигурой высшего, непререкаемого авторитета, а о педагогической профессии говорили, что она является "самой благородной и почётной в нашем обществе". Мы решили рассказать об истории советских фильмов, посвященных фигуре учителя.
Безусловно, такие шедевры советского кино как "Доживём до понедельника" С.И. Ростоцкого или "Большая перемена" Алексея Коренева хорошо известны всем. Это своего рода эталоны в изображении фигуры советского учителя. Но мы бы хотели дать более глубокий исторический обзор и обратить внимание на менее известные фильмы.
Поэтому мы начнём с фильма Николая Экка 1931 года "Путёвка в жизнь". Это не первый русский фильм об учителях, но именно с него, на наш взгляд, стоит вести отчёт истории фильмов о советском учителе как нравственном примере, как высшем нравственном и смысложизненном авторитете.
Учитель беспризорников Николай Иванович - человек, на которого хочется быть похожим. Он даёт малолетним уличным преступникам не просто воспитание - он дарит им новое рождение, новую жизнь, даёт им возможность стать человеком. Нам остаётся только сожалеть, что такая монументальная, почти священная фигура учителя почти не встречалась в послесоветском кино.
В 1939 году вышел фильм С.А. Герасимова (уже сказавшего своё веское слово в советском кино) "Учитель" с Борисом Чирковым и Тамарой Макаровой в главных ролях. Можно сказать, что именно герасимовский "Учитель" стал отправной точкой для бесконечной череды советских фильмов 1970х годов о "добрых и понимающих" учителях.
Борис Чирков в роли учителя Лаутина - фигура очевидно негероическая (хотя и очень положительная). Сергей Герасимов в ней акцентирует внимание на идее "Учитель - это тоже человек", делаю фигуру главного героя очень далёкой от свойств сказочного богатыря и непререкаемого нравственного идеала.
Традиции "Учителя" во многом продолжил фильм Марк а Донского "Сельская учительница" (1947). Марк Донской, автор множества светлых и жизнеутверждающих фильмов, в этой картине смог в образе главной героини - Варвары Васильевны - черты человечности и твёрдости характера, женской слабости и огромной нравственной силы.
В "Сельской учительнице" Марк Донской показал изменение роли учителя в жизни общества в дореволюционную эпоху, в первые годы Советской власти и в первые послевоенные годы. Главную роль исполнила Вера Марецкая, лауреат четырёх Сталинских премий (одну из них она получила за "Сельскую учительницу").
Идеи картины "Путёвка в жизнь" нашли своё продолжение в картине Алексея Маслюкова "Педагогическая поэма" (1955). Фильм, малозаметный на фоне таких ярких успехов оттепельного кино, как первые фильмы Чухрая, Калатозова и Хейфица, тем не менее, является обязательным к просмотру для всех, кто знакомится с фигурой одного из величайших русских педагогов - Антона Семёновича Макаренко.
Снятый в 1955 году, фильм "Педагогическая поэма" отнюдь не является образцом "оттепельного кино", напротив, он снят в строгих, классических канонах "малокартинья". Тем не менее, это запоминающийся фильм, а работа Владимира Емельянова (в роли Макаренко) достойна всяческих похвал. Мы подчеркиваем важность этого фильма как проводника идеи о том, что учитель в жизни ребёнка - это фигура, равная родителю.
Такие картины как "Весна на Заречной улице" мы, по понятной причине не рассматриваем; это картины о жизни и любви, фигура учителя в них центральной не является.
Центральной в истории советского кино об учителях является картина А.С. Кончаловского "Первый учитель" (1965). Этот фильм - настоящее кинематографическое откровение, настоящий гимн учителю как подвижнику человечности, ведущему неравный бой с невежеством и обывательщиной.
Огромная значимость этой картины состоит в том, что Андрей Кончаловский с громадной художественной силой и честностью показывает, как горько быть учителем, когда учение никому не нужно, когда "каждый сам за себя". Это делает "Первый учитель" фильмом чудовищно, болезненно современным. Мы ещё расскажем об этой картине как одном из величайших шедевров мирового кинематографа в ближайшее время - в материале о творчестве А.С. Кончаловского.
Однако, необходимо помнить, что в советском кино 1960-е годы - это эпоха экспериментов с формой, а не эпоха утверждения новых идей. В 1966 году выходит фильм Геннадия Полоки "Республика ШКИД" на замечательной литературной основе Леонида Пантелеева. Однако увлечение автора нестандартной формой кинематографического повествования привело к тому, что учителя в этом фильме (у Пантелеева они описаны с большой любовью как настоящие борцы и подвижники) выглядят комично и даже жалко.
Безусловно, Геннадий Полока не имел ничего против героизма и подлинно фантастического терпения советских учителей (роли которых исполнили прекрасные актёры, в том числе такие замечательные ленинградские мастера как Сергей Юрский и Павел Луспекаев). Злую шутку сыграло желание снять "интересно" (и немножко - влияние французского кино).
В 1968 году Станислав Иосифович Ростоцкий снимает свой лучший фильм "Доживём до понедельника" с Вячеславом Тихоновым в главной роли. В русской культуре Тихонов в роли учителя Мельникова так и остался памятником "настоящему учителю" - доброму, умному, честному, принципиальному, а главное - безнадежно любящего свое дело и своих учеников.
Фильм С. Ростоцкого стал своего рода "фильмом-пределом" - создалось впечатление, что образ Мельникова вместил в себя всё, что лучше, больше и интереснее уже ничего не может быть.
В эпоху 1970-х годов в советском кино укрепляется традиция "школьного фильма", однако образ учителя в этом фильме постепенно, мало-помалу, развенчивается, лишается героических черт. И ключевую роль в этом сыграл режиссёр Алексей Коренев.
Конечно, мы все знаем и любим его "Большую перемену" (1973). Несмотря на то, что этот фильм должен был стать гимном советскому учителю, он во многом сыграл в обратном направлении: учителя в нём были усталые, несчастные, измученные личными проблемами и очень смешные. Впрочем, смех этот был добрым. У меня в школьные годы, например, был учитель химии Сергей Николаевич - фактически полная копия Нестора Петровича - такой же неумелый, теряющийся, но человек добрый и хороший, за что я его и любил. А кто из вас не хотел бы иметь такую учительницу географию как Серафима Павловна (роль исполнила Анастасия Георгиевская)?
А вот более ранняя картина А. Коренева "Урок литературы" (1968) - это уже фильм "антишкольный". В нём фигура учителя развенчивается, лишается множества смыслов. О том, что учитель - это призвание, по мнению Коренева, можно только грустно шутить.
После картин Коренева в советском кино отмечается резкое снижение уважения к фигуре учителя. Учитель из высокого долга, служения, превращается в малооплачиваемую профессию, которая сильно мешает личной жизни (вспомните фильм Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"). Аналогичную тональность берёт будущий оскароносец В. Меньшов в своем фильме "Розыгрыш" (1976)
В этом фильме (да, он не про педагогов, а про злых и неблагодарных учеников) учителя предстают как "униженные и оскорблённые", а главное - беспомощные люди. Фигура учителя как "маленького человека" будет главным мотивом советского школьного кино и достигнет своего апогея в страшном антисоветском "чернушном" фильме Э. Рязанова "Дорогая Елена Сергеевна" (1987), который можно назвать "гильотиной советскому учителю". Впрочем, давайте о плохом в послепраздничные дни не говорить.
В 1970-е годы в кино шла своего рода полемика о том, каким должен быть он - современный учитель. К сожалению, полемика велась "в одни ворота", была только одна правильная точка зрения и одна неправильная. Правильная точка зрения заключалась в том, что учитель должен быть добрым, он должен работать на основе принципов гуманизации и гуманитаризации (Ленин бы сказлал, что это мерзкая фраза), он должен считать ученика своим другом и быть равным ему. О славной традиции раннего советского кино как будто было забыто.
Ярче всего это проявилось в двух фильмах - в картине "Доброта" Эдуарда Гаврилова (1977) и в фильме белорусского кинорежиссёра Игоря Добролюбова "Расписание на послезавтра" (1978). Количество слов "доброта" и "Доброта" (а также "чуткость", "понимание" и "сопереживание") в этих фильмах превышает все допустимые нормы, но учителя, несмотря на всю их доброту, остаются беспомощными перед детской жестокостью и эгоизмом.
Те же идеи чуть раньше (в 1976 году) легли в основу замечательного фильма Динары Асановой "Ключ без права передачи". В этом фильме мы видем всю ту же бессильную учительскую доброту, не подкреплённую никакими идеалами или убеждениями. Сама история показала, что доброты и Доброты для воспитания достойных людей - недостаточно. Между тем, "Ключ без права передачи" - замечательный в своих художественных достоинствах фильм (Динара Асанова - очень талантливый режиссёр, мастер психологического анализа). Но учителя, сидящие в идейной клетке под названием "Доброта", вызывают у современного зрителя в лучшем случае недоумение.
Ещё две картины 1970-х, в которых поднимается тема роли и места учителя - это фильмы "Это мы не проходили" и "Контрольная по специальности", но обе они, что называется, в том же русле - о том, как трудно быть учителем, о том, что нужно окружать детей Добротой.
Если говорить серьёзно, то отсутствие в советском кино адекватного художественного воплощения Учителя как непререкаемого примера и авторитета стало одной из причин крушения всей советской идеологии. Идеология сильна только тогда, когда сильны учителя, передающие её новым поколениям.
К сожалению, до конца советской эпохи фигура советского учителя так и не получила своей идейной "реабилитации". Учитель как герой для детей - такой образ для циничного подрастающего поколения позднего СССР выглядел уже просто смешно. Именно поэтому лучшие образцы фильмов об учителях нужно искать раньше - в истории советского кино их немало.
Мы хотели бы показать вам, почему слово "учитель" в русском языке - это слово, в котором обязательно есть смыслы любви, уважения, душевного тепла и благодарности.
Спасибо за внимание!