Взаимоотношения России и Афганистана носят долговременный характер развития.
Первым из подданных России, побывавших на территории Афганистана стал Габайдулла Амиров. Результаты его путешествия стали одной из причин организации посольства Ивана (Яна) Виткевича России в Афганистан в 1837 г.
На протяжении XIX в. Афганистан во многом рассматривался Россией в качестве своеобразного «буфера» между зоной собственных геополитических интересов и интересов Британской империи.
Со второй половины XX в. между СССР и Афганистаном складываются прочные торговые взаимоотношения. С сер. 1970-х гг. СССР начало оказывать Афганистану и помощь по модернизации афганской армии.
С приходом к руководству страной в апреле 1978 г. Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), стоявшей на близких СССР идеологических позициях, советско-афганское сотрудничество приобрело масштабный характер.
5 декабря 1978 г. в Москве был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и Демократической Республикой Афганистан (ДРА).
В свою очередь правительство США с середины 1978 г. начало зондировать возможности создания конфликтов вдоль границ СССР и дружественных ему стран с целью «связать руки» СССР и не дать Афганистану и раздираемому революцией Ирану отойти в зону влияния восточного блока. Советскому руководству начала поступать информация о возрастании военной помощи афганским моджахедам со стороны Пакистана, Саудовской Аравии и Египта, при инициативной роли США.
3 июля 1979 г. президентом США Дж. Картером была подписана первая официальная директива о прямой помощи афганской оппозиции с целью подтолкнуть СССР войти в Афганистан. Обостряя ситуацию на южных рубежах СССР США планировали развязать гражданскую войну в южных регионах СССР.
Косвенно данная угроза подтверждалась выдвижением в район Персидского залива самой крупной со Второй мировой войны группировки ВМС США.
Перед советским руководством остро встал вопрос о защите своих границ перед лицом растущей угрозы исламского радикализма и сепаратизма, подогреваемых США и рядом других государств.
Советское правительство до последнего пыталось избежать прямого вмешательства в дела Афганистана. Советское руководство на протяжении двух лет отказывало афганскому режиму Тараки, а затем - Амина в их неоднократных просьбах о военной поддержке. И впоследствии, уже после ввода Ограниченного контингента советских войск советское командование не планировало его участие в широкомасштабных боевых действиях.
Перед силовыми структурами СССР ставилась вполне определенная задача – обеспечить охрану ряда стратегически важных объектов, безопасность советских граждан, нерушимость среднеазиатских границ СССР.
В то же время, прямая активная поддержка США и ряда других стран исламским экстремистам, отсутствие определенного политического курса (в отношении СССР) у Народно-демократической партии Афганистана со второй половины 1978 г. Москве другого выбора, кроме вооруженного присутствия на территории Афганистана практически, не оставляла. Иной вариант развития событий грозил всплеском сепаратизма и социальными конфликтами по всей протяженности южных границ СССР.
В этих условиях советским руководством было принято решение о вмешательстве в афганский конфликт на стороне НДПА, которое началось 29 декабря 1979 г.
А как вы считаете, - были ли у СССР иные варианты развития взаимоотношений с Афганистаном.
Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал.