Приветствую вас, дорогие читатели!
В комментариях к одной из статей меня попросили порекомендовать к прочтению что-нибудь для дошкольников. Я в этой теме пока не сильна, так как в качестве учителя работаю с подростковой литературой, а в качестве мамы – пока с картинками. Но вопрос не оставил в покое, хочется быть полезной, поэтому постепенно начну делиться своими находками и открытиями в области малышкового чтения. Эту рубрику назову #читателямирождаются.
И начать знакомство с малышковой литературой хотела бы книгой, которая оказалась у меня 3 дня назад и попала в корзину Лабиринта почти случайно. Это «Улитка и кит» Джулии Дональдсон. Думаю, опытным мамам это имя хорошо известно. А для таких, как я, поясню.
Джулия Дональдсон – английская писательница, автор многочисленных книг для детей и подростков, ведущая писательского семинара. В копилке созданных ею произведений более 180 наименований. Почти во всех книгах иллюстрации сделаны замечательным художником Акселем Шеффлером. В России широко известны около 20 произведений. Среди них следующий: «Груффало» и «Дочурка Груффало», «Зог», «Тюлька», «Суперчервячок», «Хочу к маме», «Зайка-зевайка» и многие другие. В настоящее время семидесятидвухлетняя Джулия живет с мужем и сыновьями в Шотландии и продолжает писать детские книги.
Итак, «Улитка и кит». Купила эту книгу потому, что надо было что-то купить сыну, ведь основной пакет книжек я иобрела себе. А выбрала именно этого автора потому, что в свое время моя крестница была в восторге от Груффало… От книги не ждала ничего особенного, а зря. Она оказалась классной.
Я пытаюсь сформулировать свои мысли, и мама борется во мне с учителем. Как маме мне понравились легкие и понятные стихи, переведенные Мариной Бородицкой, чудесные иллюстрации, которые можно рассматривать очень долго. Но все же я прежде всего филолог, потому даже детский текст мне хочется «расчленить», разобрать по косточкам, одним словом, - проанализировать. Итак…
Книга, на первый взгляд, очень простая и незамысловатая, а сюжет простой и примитивный (это если читать с позиции школьника, но малышам в самый раз). Улитка желает путешествовать и отправляется вокруг света на хвосте у кита. В критической ситуации она спасает жизнь своему «таксисту» и благополучно возвращается домой. Однако при более внимательном чтении выплывают целые пласты дополнительных смыслах, о которых хорошо бы поговорить с ребенком.
На протяжении всего текста мне хотелось повторять: «Будь как улитка!» Почему? Об этом ниже. Пойдем по порядку.
Улитка грустит:
- Как мне все надоело! Мир огромен, а я тут сижу на скале, А могла бы уплыть на большом корабле…
С чего бы? Неужто могла бы – спросите вы. Но улитка не говорит о том, что она маленькая, что не умеет плавать, что ее мечте не суждено сбыться. Она только сетует, что слишком долго медлит.
Дальше ожидаемо. Соседки твердят:
- Что ты вечно елозишь? Сиди и молчи.
Бывало с вами так, что «доброжелатели» пытались спустить вас с небес на землю, образумить, а попусту – убедить, что ваша мечта глупа? Многие бы повелись, но улитка не такова! Она не ищет оправдания, она ищет и находит возможность! Гениальную, надо сказать: своим небыстрым улиточным шагом написать на скале призывную фразу «Подвезите что-нибудь вокруг света». И это работает!
И, конечно, находится доброволец – кит-романтик, поющий о дальних странах, льдинах, дельфинах и пингвинах, кораллах и песках.
На хвосте у кита улитка увидела все, о чем так мечтала: айсберги,
вулканы,
бури,
подводный мир,
всегда разное небо.
Увиденное так поразило героиню, что впервые она дала слабину и сказала:
- Мир так велик! А я так мала…
Тогда она еще не знала, что размер не главное…
Во второй части путешествие внезапно прерывается несчастьем. Не заметив, кит слишком близко подплыл к берегу и во время отлива не смог уплыть назад.
Перед лицом настоящей беды оптимизм и смекалка к улитке вернулись:
- О, как мне сдвинуть такую гору?А впрочем, знаю… Держись! Я скоро! (в устах улитки фраза про скорость звучала бы издевательски, если бы не была наполнена верой в свои силы).
Чтобы спасти друга, малютка прибегает к проверенному способу: выводит слизью а доске фразу «спасите кита».
И вот уже работа закипела: бедного кита поливают, охлаждают, роют под ним траншею, а прилив заканчивает спасение.
Путешествие вокруг света завершено, и кит возвращает улитку в ее дом. Там ее встречают подружки словами:
- Ты стала совсем большая!
Эта фраза кажется мне самой главной в тексте! Неужели улитка правда выросла? Нет! Она выросла духом, ее характер закалился, и она убедилась, что преград на пути к мечте не существует.
Кончилось все очень позитивно: остальные улитки, услышав восхищенные рассказы товарки, тоже решились отправиться в путешествие, а кит благородно предложил свои услуги по перевозке…
Как читать эту книгу с детьми? Вот именно так, как я описала. Останавливаясь и обсуждая детали, выводя ребенка на рассуждения, спрашивая его мнение. Самое главное, чтобы ответы он нашел сам и сделал выводы, примерно такие:
❗Не бойся мечтать!
❗Если ты чего-то очень хочешь, то иди к мечте! Сделай хоть что-то, мечта сама не исполнится!
❗Решение есть всегда, безвыходных ситуаций не бывает!
❗Смотри не на статус человека, а на него самого!
❗Рост и размер не имеют значения, главное – характер и воля!
❗Не бросай друга в беде!
❗НЕ бойся чужого осуждения! Никому не позволяй убеждать тебя, что ты слаб!
❗В конечном счете важны поступки, а не слова!
Я очень рекомендую к прочтению эту книгу, а сама планирую познакомиться поближе и с другими произведениями автора.
Была ли эта статья полезна или интересна? Может, вы можете посоветовать еще какие-нибудь неочевидные книги для малышей, чтобы я их прочитала и сделала разбор? Буду благодарна!
Спасибо, что дочитали до конца!