Мальчик Федя читать совсем не любил, он был больше по части смотреть - youtube там, tiktok. Нет картинки или видео - нет информации. Читать нудно и скучно, в конце предложения забываешь о чем было начало, перескакиваешь со строки на строку, а в конце никакого саспенса, просто книжка закончилась.
Книжек у Феди дома было немало, но его внимания они не удостаивались, ну разве что если были большие цветные картинки, это хоть как то похоже на инстаграм. Федя познавал мир глазами, а тут и внимания много не надо, просмотрел картинку, посмеялся и забыл, посмотрел 10 секунд ролика и уже понятно, стоит ли смотреть до конца (еще 30 секунд) или скуууука.
Вообщем, жил Федя и не тужил. Буквы возмущались, когда Федя захлопывал книгу то там, то тут, не дочитывал учебники, а писал так, будто обе его руки были левые, а он - правша. Его буквы в тетрадях выписывали пируэты, подпрыгивали и приседали и почти каждая вторая удостаивалась категоричного перечеркивания. Терпели это буквы, терпели и вот однажды царь кириллического алфавита буква Й собрал большое собрание всего царства на страницах папиной советской энциклопедии (папа у Феди был человеком интересующимся и хорошо образованным).
"Сколько можно это терпеть, ни во что нас не ставит!" - кричали буквы, - "точнее ставит, да не туда! Всем своим видом показывает, что мы ему не нужны!" - "Видеть нас не хочет, а когда видит, торопится поскорее смыться" - "А когда он пишет, я такой страшной не бываю даже у 5 летних в детском саду".
Й спокойно сказал: "Какие будут предложения, дамы и господа?" - "Давайте его проучим, отплатим ему той же монетой" - "как он к нам, так и мы к нему" - "жили 1000 лет и дальше проживем, без его внимания!" - доносилось отовсюду. "Хорошо, хорошо", - сказал Й и его корона слегка съехала на лоб, - "попробуем проучить Федю, авось что и получится", и буквы разбежались по своим книгам и переговаривались до самого утра, а Федя безмятежно спал под легкий шелест книжных страниц.
Все началось на уроке литературы: "Так, ребята, сегодня знакомимся с очень известным произведением Михал Юрича Лермонтова "Бородино", читаем по очереди и стараемся вникать, если будет непонятное слово - поднимите руку. Федя начнет".
Он открыл учебник на нужной странице, облизнулся и начал: "Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, в youtube размещена. Ведь были баттлы боевые, да, говорят, еще какие! Недаром лайкает Россия видос Бородина!"
Что что-то не так учительница заметила только на последних словах, а Федя вообще ничего не заметил, читал себе и читал, написано же. Одноклассники прыскали в рукава и показывали большие пальцы, мол, красавчик, go on.
- Федор, очень остроумно, а теперь давай прочитаем так, как написано.
- Да я и читаю, как ... написано, - неуверенно сказал Федя. Буквы то разъезжались, то съезжались, менялись местами и вовсю веселились, Федя зажмурился и потряс головой.
- Так, давай.
- Да, были влоги в наше время, не то, что стримит нынче племя: богатыри - не вы...
- Так, Надя продолжит, а Вас, господин остряк, ждет сюрприз в электронном журнале. Я тоже умею пошутить, знаешь ли.
Федя упорно вглядывался в страницу - все как обычно - бла-бла-бла, нудятина. Но он же точно читал и ничего не придумывал, ерунда какая то. На всякий случай, он ооочень бережно сложил учебник и аккуратно положил его в портфель. На географии в конце урока все сдавали письменные доклады, подготовленные дома. "Фёдор, ну-ка погоди", - сказал учитель Феде, кинувшему небрежно свой доклад на стол и уже мчавшемуся прочь из класса. "Это что тут у тебя?" Федя посмотрел на свою работу - "Племена Папуа-Новая Гвинея, обитающие в Антарктиде не всегда способны найти общий язык с эскимосами-австралийцами...". Федя только таращил глаза. Какая Антарктида?? Они же в Африке живут, ну в этой...Гвинее, еще вот фотка приклеена, вырезал вчера из какой то бесполезной книги, африканец под пальмой... "Так, возьми, перепиши и заодно сделай доклад про аборигенов Австралии, чтобы вообще снять все недоразумения".
На английском тоже было весело, царь Й послал весточку своему коллеге, королю латинского алфавита W, так что shit вместо sheep, booze вместо goose и fool вместо school было самым безобидным, что зачитал вслух на английском Федя. Он приплелся домой в полной прострации и раздражении. Что за ерунда, что происходит?
Видимо, я слишком много занимаюсь и читаю, надо бы поменьше, уже заговариваться стал, вот это чтение, оно ни к чему хорошему не приводит. Улов двоек был впечатляющий, даже для очень уравновешенных родителей Феди. "Что то ты сегодня на рекорд идешь", - сказал папа, - "тебя ждет большая работа над ошибками, а не PS, так что за дело". Буквы ликовали, все в этот день заметили, как им легко читалось, даже при тусклом свете, все буквы были яркие и отчетливые, будто свеженапечатанные.
Твердый знак, конечно, тоже посмеивался в усы, но при этом и качал головой. Он был очень старым и мудрым, еще Древнюю Русь застал, только назывался тогда по другому, многое пережил и повидал. Он понимал, что так Федю не перевоспитаешь, посмеяться то можно, но и делом надо заняться.
Когда Федя сидел над русским, твердый знак элегантно покашлял: "Здравствуй, Федор Сергеич" - "Кто здесь?" - "Да ты не пугайся, это я - твердый знак", прямо перед Федей на раскрытой странице словарных слов красовалось слово "подъезд". "Таааак и что тебе надо...?" - трясущимся голосом спросил Федя, а сам в это время медленно взял себя за предплечье и как следует ущипнул, - "Ай!!" - "Да ты не волнуйся, я Федь ненадолго" - "Ага, ну да", - сказал Федя, громко сглотнул, нащупал телефон и включил диктофон. "Что то у тебя сегодня с буквами не заладилось, да?" "Да вообще дурацкий день, всякую пургу читал, да еще и неправильно. Так я читал, как написано, еще и виноват остался" - "Не переживай, я тебя принуждать ни к чему не буду, насильно мил не будешь, как говорится, но знай, что слово подчас - сильнее любого оружия и мягче любого облака, острее любого меча, ну а бывает, что и тупее любого незаточенного карандаша. Как ты к словам, так и они к тебе, а в словах буквы, а если их с умом использовать, очень хорошие и красивые слова могут получаться. Вот смотри, у твоей мамы скоро день рождения, ты же ей открытку или рисунок какой дарить будешь?" - "Ну да" - "И подписывать будешь?" - "Ага" - "А что напишешь?" - "Ну там, типа эта, с днем рождения" - "И все?" - "А что еще?" - "Ну а о маме своей ты что можешь сказать?" - "Ну она хорошая... И...и добрая...и красивая...вообщем мама у меня что надо" - "Ну так и напиши ей это, увидишь, как ей приятно будет. Только пиши с чувством, бережно, тогда буквы сами все сделают и мама точно поймет, что ты ей хочешь сказать".
И Федя написал, кончик языка высунул, на столе бардак - ластики, карандаши, точилки, но написал. Мама прочитала его открытку и крепко его обняла, - "Федя, у меня просто нет слов" - "Ну конечно, они все уже в моей открытке", - улыбнулся Федя.
"Ну как, сработало?" - спросил твердый знак через несколько дней, - "Еще как, норм получилось, мне даже самому стало приятно. Слушай, дед, а как мне лучше видос новый описать для канала, чтоб лайков больше было?" - "В правильную сторону мыслишь, Федор Сергеич, как преподнесешь, так и поплывет. Ну напиши суть, но сильно не приукрашивай, если веселое видео - пиши весело, если не очень - то пиши сдержано, честно пиши".
Потихоньку-полегоньку Федька буквы полюбил. А то - написал аккуратно и с душой и пошла твоя мысль дальше, эмоции передал и обратную связь получил, хорошо. Но скоро понял Федя, что слова его повторяются, по кругу ходят, нету новых то, а надо бы, не то заезжено. И стал Федя в google, да на Википедию заходить, у него эти ссылки теперь на стартовой странице, рядом с tiktok и youtube. Интереснее стало Феде, много нового узнавал каждый день, а то, что забывал сразу - так не беда, когда надо, оно само откуда то всплывало. Книг он, конечно, по прежнему не читал, но с буквами теперь была у него крепкая дружба. Цифры узнали про эту историю, улыбались: "Ай да буквы, такого мальчишку заставили к себе с уважением относится", но их опыт применять не стали, с цифрами у Феди всегда было ладно, считать он умел будь здоров. А запись на диктофоне так и осталась, без единого звука.