Альфред Хичкок заслуженно считается мастером саспенса. За всю свою картину он выпустил несколько десятков фильмов, многие из которых по сей день считаются шедеврами мирового киноискусства. Хотя у большинства зрителей, знакомых с его творчеством, фамилия режиссера ассоциируется в остросюжетными и психологическими триллерами, всё-таки наиболее знаковой и новаторской приходится классика психологического хоррора «Психо».
Синопсис Обычная секретарша в агентстве недвижимости Мэрион Крэйн, уставшая от однообразной жизни в Финиксе и бесперспективного романа с разведенным мужчиной, крадет на работе у клиента крупную сумму денег и пускается в бега, рассчитывая начать новую жизнь. По дороге к своему любовнику девушка решает остановиться на одну ночь с одиноком мотеле, управляющим симпатичным молодым человеком, страдающим от гнёта деспотичной матери. Но именно эта ночь в этом месте станет для Мэрион роковой.
Игра актёров Как известно, Альфред Хичкок очень основательно подходил к съемкам своих фильмов, а посему большое значение придавал подбору актеров. Однако ситуация с «Психо» была несколько иной, поскольку режиссер намеревался потратить минимум бюджета, а следовательно задействовать в картине малоизвестных актеров. Но даже тут Хичкоку повезло, потому что актерский состав прекрасно справился со своими ролями. Прежде всего, хотелось бы отметить Джанет Ли в роли Мэрион Крейн, одинокой женщины, которой уже больше тридцати, но она вынуждена работать секретаршей на нелюбимой работе, делить квартиру с родной сестрой, а в свободное время тайком встречаться с разведенным мужчиной, с которым ей хотелось бы построить более серьезные отношения. Понятное дело, уставшая от такого положения вещей, она решается на отчаянный поступок, не предполагая, что судьба готовит ей вещи куда пострашнее. В связи с последним особенно хотелось бы отметить Энтони Пёркинса в роли Нормана Бейтса, симпатичного молодого человека, который, с одной стороны, мог бы показаться простым порядочным парнем, с другой, хранит страшный секрет, который уничтожит любого, кто решит раскрыть его.
Режиссура Для своего времени и для режиссера «Психо» стал настоящим экспериментом. Хотя Хичкок прежде снял множество высококачественных триллеров, но именно «Психо» стал не только первым фильмом ужасов в карьере режиссера, но также совершенно иным подходом к демонстрации человеческого безумия вкупе с неконтролируемой жестокостью. Фильм буквально прошелся катком по кодексу Хейса, поскольку здесь было нарушено сразу несколько негласных правил, само яркое из которых нашло свое отображение в легендарной сцене убийства в душе. При этом для зрителей «Психо» стал фильмом-обманкой, поскольку многие рассчитывали увидеть очередную остросюжетную историю, на сей раз про секретаршу, укравшую деньги, а теперь бегущую от предполагаемого преследования полиции, да и от самой себя. В принципе поначалу так оно и происходит. Но эта история с украденными деньгами – ничто по сравнению с логовом бездушного зверя, который в итоге искромсает её на куски. Самое жуткое во всей этой истории, что причина, по которой творятся злодейства, замешана в человеческих чувствах, безумии, в запутанном разуме, способным пойти на такие бесчеловечные поступки, от которых у обычного человека кровь застынет в жилах.
Сценарий Как известно, фильм поставлен по мотивам одноименного романа Роберта Блоха. По сюжету главная героиня Мэрион Крэйн работает секретаршей в агентстве недвижимости. Ей чуть больше тридцати, она не замужем, живет вместе с сестрой в небольшой квартире и тайно встречается с разведенным мужчиной. Такая жизнь ей люто осточертела, потому что ей по-человечески надоело притворяться счастливой. Но судьба преподносит ей уникальный шанс. Новый крупный клиент компании приносит в офис крупную сумму денег для покупки дома. Начальник поручает Мэрион отнести эти деньги в банк, но девушка решает прикарманить такие деньги себе и, собрав необходимо, пускается в бега. Конечно, по дороге её начинают преследовать разные мысли, ей кажется, что её уже разыскивает полиция. Находясь в таком стрессе, героиня теряет чуткость и для ночлега выбирает себе одиноко стоящий вдали от трассы «Мотель Бейтса».
Управляющий отеля, симпатичный молодой парень по имени Норман, всё свое время проводит только в этом мотеле. Ему бы вырваться на волю, зажить настоящей жизнью, полной событий, новых знакомств, но всё свое время он отдает деспотичной матери, буквально контролирующей каждый его шаг. Женщина имеет такое сильное влияние на сына, что не готова ни с кем его разделить, тем более с посторонней женщиной. По этой причине наша героиня несколько раз попадает под нож старухи прямо в душе, ну а преданному сыну ничего не остается, кроме как скрыть следы преступления в ближайшем болоте. Вроде всё должно быть понятно, но с этой историей явно что-то не так, ведь почему миссис Бейтс никак не может появиться перед нами? Расследовать причину бросаются сестра Мэрион Лайла и любовник погибшей девушки Сэм Лумис, которым помогает нанятый работодателем Мэрион детектив Арбогаст. Но чем глубже они начинают копать это дело, тем опаснее становится это расследование.
Итог «Психо» можно без преувеличения назвать идеальным фильмом ужасов. В нем доведены до совершенства всё, включая игру актеров, режиссуру, адаптацию книги, а также музыкальное сопровождение, операторскую работу и работу монтажера. Да, может по нынешним меркам фильм уже не смотрится настолько пугающим, но однозначно, как и прежде, напряжение он умеет сохранять. Поэтому без лишних слов рекомендуется к просмотру.
Интересные факты о фильме и создателях:
- Фильм получил 4 номинации на премию Оскар, включая за лучшую режиссуру, лучшую женскую роль второго плана, лучшую работу оператора и лучшие декорации.
- Легендарную сцену в душе снимали в течение семи дней.
- В нарушение «кодекса Хейса» «Психо» считается первым художественным фильмом, где крупным планом показан слив бачка унитаза.
- Несмотря на женитьбу, актер Энтони Перкинс был гомосексуалистом, ставшим одним из первых актеров, скончавшихся от последствий осложнения ВИЧ. Примечательно, что его бывшая супруга погибла на самолете во время теракта 11 сентября.