Здесь не будет идеологии, я не буду восклицать: "Зачем нам вдалбливали коммунистическое мировоззрение?" Речь пойдет о прозаических вещах: как советская школа готовила к взрослой жизни. Время - 70-е годы.
Изобретение интернета — безусловно революция. Но разные люди ищут в нем свое. Дети играют, подростки смотрят ролики, взрослые сидят в соцсетях и смотрят кино. Как ни странно, самое важное, для чего была создана сеть, информация, далеко не на главном месте, более востребован развлекательный контент.
Когда я описываю на форумах доморощенные химические рецепты, мне нередко говорят: «Это легко прогуглить». Нынешнее поколение не представляет, что когда-то информация была не в пределах одного клика, ее приходилось искать. А в условиях советского времени мог и не найти. Или есть, но не та — искаженная и цензурированная; особенно это касалось истории и политики.
Но эту историю я написал не для критики деспотического правления коммунистической партии. Расскажу, как отсутствие информации приводило к забавным ситуациям.
Рецепт шоколада есть в любой кулинарной книге (кстати, такую книгу было непросто достать): какао-порошок, сахар, масло и ванилин. Я смешал первые три ингредиента, получилось шоколадное масло, а не твердая плитка. Нигде не было написано, что масло нужно какао. И я решил, что проблема в ванилине. Но он не продавался, и я пробовал заменить его аптечным винилином. Полученный «шоколад» имел ужасающий вкус. Зато лечил раны 😊 .
Иногда информацию найти было можно, но опасно использовать. Я уже писал о половой информации, которая была в СССР под строгим табу. А еще однажды я готовил доклад о начале Великой Отечественной войны и хотел нарисовать карту по первоисточникам. Долго копался в городской библиотеке и у меня получилось совсем не то, что было написано в учебнике: к границе были подтянуты советские войска, хватало оружия и войск. В этих условиях даже внезапное нападение фашистов не должно было привести к катастрофе. Да и сама концепция «внезапного и вероломного» нападения Германии трещала по всем швам. Понятно, что мой доклад учительница по истории забраковала. Когда на следующий год я хотел сделать доклад о преимуществе социалистической экономики перед капиталистической, учительница зарезала его на этапе планирования, когда узнала, что я хочу использовать что-то, кроме учебника. Видимо, могли получиться антисоветские выводы.
Школа, родители, телевидение твердили о важности образования. Мол, только вуз обеспечивает достойное существование. Я отучился 18 лет (10 лет школы, 5 лет университет, 1 год на производстве, 2 года армия) и стал получать 110 рублей. На эту зарплату можно жить одному (в общаге), но не содержать семью. С далекой перспективой (лет за 20) дойти до 200 рублей. Когда мои сверстники уже в 19 лет, после ПТУ, получали 160-180 на заводе, а в моем возрасте (когда я окончил университет) уже 200-250 рублей. С реальной перспективой получить квартиру, в то время как научным работникам она светила через много лет. Может, я неверно выбрал профессию? Но и инженер на заводе получал меньше, а представители гуманитарных профессий совсем копейки. А еще интеллигентов не любили ни руководство, ни пролетариат.
Получается, что образование было престижным, но малооплачиваемым. Единственный надежный вариант — государственное управление и дипломатия, но попасть туда без блата невозможно. Информация, которую выдавали официальные источники, была неверна. Образование не обеспечивало комфортной жизни. Если бы я знал реальное положение дел, точно не пошел в науку. Я думал, что отучусь и буду улучшать производство, повышать производительность труда, мои идеи будут отрывать с руками. А они оказались никому не нужны. Плановая экономика плохо сочетается с новаторством.
Позже я решил эмигрировать куда-нибудь в Европу. Но не потому, что там лучше, а потому что мне внушали, что СССР все уважают, русский язык второй после английского, наше образование лучшее, все идут к коммунизму и прочее. То есть я надеялся, что ПМЖ — это как переезд в другую квартиру. Хорошо, что в 90-х у меня была возможность убедиться, что все это пропаганда. Никто не ждал наших эмигрантов с распростертыми объятиями. Или политический беженец на пособие, или должен что-то собой представлять. Или деньги, но с деньгами везде живется неплохо.
В армии я служил на Байконуре. Воинские коллективы создавались по межнациональному признаку, т.е. смешанные. Капитан, что формировал роту, предложил два варианта: или чисто русский состав, но на дальнюю точку (там важна сплоченность), или межнациональный коллектив, но «на лопате». Я выбрал последнее, даже не понял, в чем недостаток многонациональной службы? Ведь мне говорили в школе о дружбе народов, что национальная рознь в СССР давно изжита. То, что это совсем не так, я убедился в первый же день службы, во время большой драки с «кавказцами». Оказалось, что «малые народы» затаили на русских давнюю обиду и отыгрывались при каждом удобном случае. Даже в разборках между самими (например, армяне и азербайджанцы) винят русских. Отсутствие информации сыграло со мной злую шутку.
Все эти примеры одного рода: школа не готовила к взрослой жизни. Вдалбливались пропагандистские штампы, далекие от реальности. Выходя во взрослую жизнь, приходилось все пересматривать. Или еще раньше, слушая взрослых, постигая на самом деле полезный опыт. То есть от идеологического «образования» школы было больше вреда, чем пользы: жизнь далеко ушла от ее штампов. А ведь на это уходило огромное количество времени, которое отнималось от учебного процесса.
Думаете, сейчас школа изменилась? Не знаю, у меня не опыта. Судя по фото, шанс есть. Напишите, если кто в курсе.
Буду благодарен комментариям и критике. Скоро выйдет книга "Триста историй из советского детства", куда войдут все истории.