Все мы знаем устойчивое выражение, что кадры решают все. Тогда вопрос, если у нас такое количество аграрных вузов в стране, то почему тогда проблема с кадрами. Я постараюсь сегодня ответить на эти наболевшие вопросы.
Аграрный вуз учит специалиста пять лет. В 22 года выпускается специалист и должен идти в производство, допустим все удачно сложилось, и он нашел работу и приступил к выполнению своих обязанностей. Первое утверждение, которое он получит в первый же день от матерых специалистов на работе «забудь все то чему тебя учили в вузе». Это идет первый надлом в стремлении его как спеца развиваться дальше. Если он не ломается, то проходит еще 3 года, прежде чем ему дадут возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Вроде как к 25-ти годам мы получаем готового специалиста, который знает теорию и правду жизни. Восемь!!! лет на то что бы научиться работать. Что происходит дальше. За те три года которые он провел в хозяйстве его напрочь отучили таким мыслям как рисковать в технологиях. Потому что любой риск может привести к финансовым потерям, а это никому не нужно так, как можно потерять работу.
И так он работает по старинке пока директор не найдет новую технологию и возьмет риски на себя. В таком ритме человек работает еще лет десять. Что мы получаем на выходе. Специалиста в самом расцвете сил, который разочаровался в выборе своей профессии, работающий за низкую заработную плату потому что в хозяйстве денег мало. Мало потому что нет урожайности и т.д., и в этом как всегда виноват специалист. А почему он виноват с точки зрения руководителя? Потому что нет инициативности, креативности мышления, знания огромного количества инструментов и т.д.
СТОП!!!
А кто его таким сделал? Отвечаю система. Система образования и последующая система в хозяйстве. Ни для кого не секрет что руководителей в хозяйстве назначают часто из состава специалистов этого же хозяйства. Получается,что директора включая всех специалистов боятся сделать шаг в сторону и что-то изменить в подходе к производству и тд.
СТРАХ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЕРОЯТНОЙ ОШИБКИ ЕСТЬ ВЕЛИЧАЙШИЙ ТОРМОЗ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НАШЕЙ СТРАНЫ.
Так как же изменить эту систему? Вопрос сложный, но решаемый.
Первое надо полностью менять систему образования аграрных специалистов. Никаких вузов в городах, только рядом с действующим производством и полями. При поступлении в первый год человек не садится за парту и теорию, а сразу идет в производство. Например, агрономы начинают учебный год весной, их сразу распределяют в производство по группам согласно их специализации и закрепляют за преподавателем. (главный агроном по направлению обладающий практическими, технологическими и теоретическими навыками) Именно навыками в реальном производстве. Все лето новички смотрят и принимают участие во всех технологических цепочках, осознают в полной мере что такое реальное сельскохозяйственное производство. После окончания сезона они в первый раз садятся за парту, и вот тут к образованию приступают профессора и прошу поверить моему личному опыту профессора будут стреляться от количества вопросов касательно практического применения передаваемых им знаний относительно реального производства. Следовательно, представляете какой должен быть уровень профессоров, это просто асы агрономии как в теории, так и в практике. Теория идет с осени до весны и вот уже мы получаем специалиста, у которого первичные практические навыки подкованы теорией. Прошу заметить сначала практика, а потом теория! На второй год весной каждому агроному (агроном как пример) дается участок работы с полной его ответственностью согласно его специализации. Например, его специализация — это подсолнечник. Он сам организует весь процесс по возделыванию различных гибридов подсолнечника весь сезон и получает практический навык и наблюдения за всеми фазами и болезнями растения, определят методы борьбы с болезнями и вредителями и т.д. В конце сезона он пишет дипломную работу по практике, по сути это бизнес план по возделыванию этой культуры с максимальным экономическим эффектом. После сбора урожая и защиты диплома по практике снова садится за парту, и его задача до весны изучить весь мировой опыт о возделывании этой культуры и весной защитить диплом по теоретической части. Все! Мы за два года получили специалиста по одной культуре. И он может идти приносить прибыль компании и зарабатывать деньги. В 19 лет! НЕ надо ему никаких культурологий, философий, политологий, религиоведения и тд., чему у нас учат в первые два года в наших аграрных вузах. Я как руководитель такого спеца переведу сразу на оклад плюс процент от прибыли по его культуре и не сомневайтесь он заработает гораздо больше денег чем любой работник в городе. Потому что у него нет страха, он знает об этой культуре все, он знает, как на ней ЗАРАБОТАТЬ !!! Не в теории, а на практике. Такой подход по всем культурам.
Не забываем нам необходим еще главный агроном над этими узкоспециализированными специалистами. Вот он еще учится один год по той же схеме только ему дают знания в области управления, производственно-финансового планирования, психология отношений между людьми и т.д., если коротко его учат УПРАВЛЯТЬ! специалистами. Следующие два года вуз готовит Руководителей хозяйств. Вот там по полной, все основы экономики, управления, иностранные языки, философия, политология и т.д.
Схема обучения следующая: два года обучения и специалист в работу, если хочешь подняться по ступеньке образования выше, отработай и покажи результат в течении трех лет на той культуре которую ты выбрал. Затем обучение один год на должность главного агронома и опять три года практики и подтверждения что ты можешь управлять коллективом. Прошел этот этап идешь обучаться на руководителя еще два года. Общее время обучения в вузе составляет как и прежде 5 лет только результат другой. Что мы получаем 17 лет + 2 года (образование на специалиста) + 3 года (работа в хозяйстве) + 1 год (обучение на главного агронома) + 3 года (работа гл. агрономом в хозяйстве) + 2 года (обучение на руководителя) + 5 лет (работа руководителем хозяйства) = 33 года. В 33 года мы получаем мега профессионально руководителя в аграрном бизнесе, и хозяйство состоящее на каждом звене из одних профессионалов каждого в своей специализации. Такое хозяйство будет стабильно работать и приносить прибыль при любом стечении обстоятельств.
Постарался коротко и ясно выложить свои мысли. Не будет кадров не будет и самого сельского хозяйства. А кадры будут тогда, когда у них появится возможность зарабатывать и получать знания изо дня в день. Чем больше работаешь и учишься, тем больше зарабатываешь. При такой системе образования мы получим человека с отсутствием страха (так как он знает последствия от своих действий в реальной жизни) и способного нести ответственность за результат.