При реставрация парижского собора Богоматери в 1840–1870-х гг. в архитектуру готических храмов вошли такие понятия как горгульи и химеры, которых размещали на крышах готических соборов так высоко, что до той поры их сало кто замечал. А если кто и замечал, то объясняли их появление тем, что христианство побеждает демонов. Но почему тогда не разместить на соборе скульптуры ангелов и архангелов?
Искусствоведы считают, что появление в силуэте Парижа демонических тварей, посматривающих с высоты на человеческие дела — во Франции в это время происходили революции, менялись режимы, торжествовали то гражданская свобода, то реакция, — задавало своего рода камертон для осмысления современниками реалий повседневности.
Но как тогда объяснить каким камертоном для осмысления является зал для папских аудиенций выполненный в виде головы змея?
Учитывая постоянно растущий поток паломников на площадь базилики Св. Петра и необходимость сохранить святость места, папа Римский Павел VI в 1962 году решил построить большое современное здание для регулярных встреч с верующими.
Проект разработал итальянский инженер и архитектор Пьер Луиджи Нерви. В своей деятельности он активно использовал армобетонные конструкции. Его прозвали “ поэтом железобетона ” за то, что его изящные дизайнерские решения абсолютно сочетались с функциональностью.
В конечном итоге здание получило фантастический дизайн, объединив функциональность железобетона, законов физики звука и человеческого глаза. Для конференц-центра папы Нерви предложил большой объем с трапециевидной плоскостью (шириной около 80 метров и длиной 100 метров, с максимальной высотой 18 метров).
За папским троном, с которого он обращается к народу, находится скульптура из бронзы и меди итальянского скульптора Перикле Фаззини со глубоко значимым названием “ Воскресение”. Размеры скульптуры составляют 20,1 м × 7,0 м × 3,0 м, вес - 80 тонн.
По замыслу автора Иисус возносится над разрушенным ядерным взрывом Гефсиманским садом, где в последнюю перед распятием ночь молился Отцу - таков образ страданий человечества 20 века, живущего под нарастающей угрозой ядерной войны. Если сделать зеркальное отражение скульптуры, то получится вид с лицом демона.
Как вы считаете, что это означает?
Существуют такие версии:
- Скульптуру рептилоида, нависающего над папским престолом установили для того, чтобы опознать своих.
- Прием запугивания, только вместо картины ада поставили произведение современного искусства.
Но поскольку змей — это символ искусителя в райском саду, который предлагал отведать плод познания добра и зла, возможно предположить, что он означает силу разума. К этому описанию очень удачно подходит отрывок из Пелевина из «Искусства лёгких касаний»:
Химеры во всем похожи на гаргойлей – это такие же сгустки чужой воли, принимаемой за свою: незримые указы, проецируемые на человеческое сознание. Но они приходят не с высших планов бытия, а создаются людьми – особыми оккультными организациями, контролирующими развитие человечества…
– Вы говорите о масонах? – спрашивает Голгофский.
– Не только, – отвечает Марголин. – Вернее, уже совсем нет, увы… Но если вам нравится, мы можем пользоваться общепринятой терминологией.
Голгофский заинтригован – он специалист по масонству, но о подобном не слышал.
– Именно эти оккультные секты, – продолжает Марголин, – и произвели на излете Средних веков своего рода контрреволюцию духа. Суть ее была проста. Гаргойлей заменили химерами.
– Вы говорите, секты? – спрашивает Голгофский. – Но кому они поклонялись?
– Вы не поверите, если я скажу. Разуму.
Читайте также:
- Образ Ящера в древней Руси >
- Венецианский карнавал: в маске можно всё >