Найти в Дзене
Назад в прошлое

Александрина Тинне, викторианская путешественница

Викторианская путешественница, которая попыталась покорить Сахару. Кто она и почему о ней говорят?
Picryl.com //  CC
Picryl.com // CC

Хорошо организованное большое турне по Европе давало богатым викторианским женщинам возможность спокойно любоваться чудесами цивилизации, но такие путешествия мало интересовали голландскую наследницу Алекс Тинне. Изучив книги по географии, археологии и ботанике в Королевской библиотеке в Гааге, Тинне страстно желал исследовать неизведанные области. Ее путешествия приведут ее вдоль Белого Нила, а позже-вглубь пустыни Сахара.

БЕГСТВО ОТ ВИКТОРИАНСКОЙ ЖИЗНИ

В середине 19-го века разведка считалась занятием джентльмена. Королевское географическое общество никогда не финансировало экспедицию, возглавляемую женщиной (и не будет финансировать до 1904 года). Но Тинне не нуждалась ни в ком, чтобы санкционировать или финансировать ее поездку, унаследовав состояние, когда ей было 9 лет после смерти ее отца, Филиппа Фредерика Тинне, богатого англо-голландского торговца сахаром и судостроителя . Она могла позволить себе путешествовать в роскоши со своей матерью, баронессой Генриеттой ван Капеллен, бывшей фрейлиной королевы Софии Вюртембергской. Когда Тинне было 19 лет, они с матерью путешествовали по Европе и Скандинавии, прежде чем отправиться в Египет, чтобы насладиться прогулочными круизами по Нилу.

По словам Майлинки Килгор Кардоны, профессора истории Техасского Университета A&M, которая перерабатывает свою диссертацию "Шесть жизней Алексины Тинне" в книгу, путешествия Тинне дали шанс вырваться из узких рамок викторианской жизни. “Она стала самой собой, когда была за пределами Европы”, - говорит Кардона Ментальной нити. - Она избавилась от корсета и кринолинов и оделась как местная, хотя и богатая. Если бы она вернулась в Европу, то, скорее всего, была бы вынуждена вернуться к этим ожиданиям и всячески поощрялась к замужеству.”

НАСЫЩЕННЫЕ СОБЫТИЯМИ ЭКСПЕДИЦИИ

Тинне была настолько заинтригована Африкой, что в 1863 году отправилась в экспедицию на территорию нынешнего Судана, чтобы обнаружить исток Нила, чего европейские исследователи искали еще со времен Римской империи. Орнитолог Теодор фон Хойгелин и ботаник Герман Штейднер присоединились к экспедиции Тинне в 1863 году, которая требовала флотилии лодок для перевозки ее свиты из солдат, горничных, носильщиков и клерков, а также необходимых верблюдов и ослов. Пять собак Тинне, которых носильщики несли в корзинах, также сопровождали группу.

Хотя она и не нашла истоков Нила, ее приключения все еще были плодотворными. Тинне документировала свои путешествия по водным путям и населенным пунктам региона, собирая фотографии и рисунки, которые теперь хранятся в музеях. Растения, которые она собирала и давила, стали основой для Plantae Tinneanae, книги по ботанике Бахр-эль-Газаля, и ее письма, отправленные домой с отправкой, описывали опыт, в котором торговцы обещали провозгласить ее королевой Судана и получили предложение руки и сердца от султана.

Тинне писала племяннице о своем намерении отправиться за пределы Бахр-эль-Газаля в Южном Судане. - Когда вы посмотрите на карту, вы увидите, что на юго-западе Экватора есть большое пространство, пустое от названий, именно туда мы и хотим попасть.”

Picryl.com // CC
Picryl.com // CC

Рассказы о ее путешествиях не только взволновали читателей газет того времени, но и были представлены в Королевском географическом обществе. Однако некоторые критики называли Тинне дилетанткой и утверждали, что женщины плохо подходят для рискованных начинаний. “Разведка была очень мужественной вещью в 19 веке", - говорит Кардона. - Отправиться на разведку и встретиться лицом к лицу со своими страхами. Тогда у вас есть эта 20-летняя женщина, которая делает это. Как это может быть по-мужски, если она делает то же самое?”

БЕСПОКОЙНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Экскурсии Тинне были далеки от спокойного отдыха. Ее окружение росло по мере того, как она путешествовала, напрягая свои ресурсы. Когда запасы продовольствия иссякли, ее солдаты пригрозили мятежом. На арабском языке-самоучке наследница уговорила их продолжить путь, но вскоре ей пришлось изменить курс: во время пребывания в Бахр-эль-Газале несколько членов ее экспедиции тяжело заболели. Тинне и фон Хойгелин выжили, но ее мать, Стюднер и две служанки умерли.

Тинне вернулась в Хартум, где осталась Адриана ван Каппеллен, тетя, ранее покинувшая экспедицию. Всего через несколько недель после прибытия Тинне в Хартум Ван Каппеллен неожиданно скончался. Несмотря на еще одну сокрушительную потерю, молодой исследователь предпочел не возвращаться в Гаагу. “А теперь вы, вероятно, спросите себя, что я собираюсь делать”, - писала она племяннице. - И я не думаю, что вы будете очень удивлены, когда я скажу вам, что собираюсь остаться на Востоке.”

В течение следующих четырех лет Тинне жил в Александрии, Тунисе и Триполи, плавая по Средиземному морю, но все еще стремясь исследовать неизведанные области. В конце 1868 года она предприняла еще одну экспедицию, намереваясь стать первой европейской женщиной, пересекшей Сахару. Это будет ее последнее.

Экспедиция началась в Триполи, но закончилась, так и не покинув страну. В августе 1869 года, в возрасте 33 лет, Тинне была убита во время драки между погонщиками верблюдов и проводниками во время путешествия между Мурзуком и Гхатом. Она знала об опасностях, присущих исследованиям, и в какой-то момент высказала свое предпочтение интересной жизни: “Если сегодня или завтра вы услышите, что меня отправили на тот свет, то не думайте, что мои последние минуты были прожиты в горечи.”