Найти тему
olia karklin

ГАСТРОЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬСКОЙ ТАНЦОВЩИЦЫ ДЕБОРЫ БЕРТОНОВ

Наверно, многие, увидев на первых страницах "פרימאָרגן"  [фриморгн, на идише: утро ], "די אידישע שטימע" [ди идише штиме, на идише: идишский голос ] или «Эхо» фамилию Бертонов, вспомнили, что Иеhошуя Бертонов играл в 1926 г в гастрольных спектаклях театра «hабима» в Каунасе. [а может тогда с ним была и его дочь Дебора? Ей уже было 11 лет ]. В марте 1937 года она приехала в Литву как эрец-исраэльская танцовщица.

-2

Афиша на идише первого выступления 18 марта в каунасском кинотеатре „Metropolitain“.

Одновременно с появлением афиши её первого выступления в "די אידישע שטימע" [ди идише штиме ] появилась и заметка «Эрец-исраэльские танцы Деборы Бертонов» [1]: «Выступление Д. Бертонов 18 марта в кинотеатре „Metropolitain“ вызывает в Каунасе большой интерес. Она является одной из лучших в театре «hабима». Приняв во внимание, что у нас большая редкость появление артистических сил из Эрец-Исраэль, выступление Д. Бертонов стало для каунасцев большой сенсацией. Профессионализм танцовщицы оценили не только артистические круги во всех странах, — в 1936 г. она получила первый приз на Всемирном танцевальном конгрессе в Париже ».

Журналист ради красного словца слукавил. Артисткой «hабимы» Дебора была кратковременно, всё ограничилось исполнением сольного номера «Танец нищего» в «Дибуке». К данному моменту она уже давно была сольной танцовщицей. А вот отношение евреев Литвы к «hабиме» и габимовцев к ним было неподвластно ни времени, ни расстояниям. Газетчик был уверен: «Каши маслом не испортишь!».

-3

К/т „Metropolitain“ находился на проспекте Laisvės alėja, вмещал около 800 человек, с отличной акустикой, приятным освещением, уклоном пола. Цена билетов была 1 – 3 Lt. [газета с этой заметкой стоила 25 ct .].

В день выступления в заметке в "די אידישע שטימע" [ди идише штиме ]

-4

[к началу гастролей Деборы Бертонов ],

дополненной двумя фотографиями исполняемых танцев, выражалась уверенность, что каунасские евреи, конечно, не упустят возможности увидеть танцовщицу в превосходной программе. В первый вечер исполнялись эрец-исраэльские танцы и мимические сценки на такие темы: «Пионер из Эрец-Исраэль», «Рабочий ритм», «Танец нищего», «Разговор с глазу на глаз», «Шаббат киддуш», «Безработный», «Первый бал», «Типы на еврейской свадьбе», «Дело» — на музыку Й. Энгеля, Соломона и Лавди, аккомпанировала Татьяна Бабина.

Газета «Эхо» высоко оценила танцевальное искусство гостьи:

-5

-6

Афиша на идише концерта 20 марта.

-7
-8

Через два дня после премьерного концерта  уже с новой программой Д. Бертонов выступила вновь, затем — 28 марта, уже перед гастрольным турне по четырём городам провинции, где для удобства зрителей концерты начинались в половине второго дня, — это объяснялось праздником Песах. [Правда, в Шяуляй она танцевала 5-го апреля, Песах уже прошёл. И как пойти на концерт днём? ]

-9

Афиша на идише о втором концерте в столице 28 марта.

-10

Объявление на идише о выступлениях в провинции: в Клайпеде 29 марта, в Таураге – 1 апреля, в Панявежисе – 2 апреля, в Шяуляй – 5 апреля.

-11

Первое выступление Д. Бертонов в Клайпеде было на сцене Дома стрелков .

В Клайпеде, где не все желающие смогли попасть на её концерт, Д. Бертонов выступила во второй раз 4 апреля.

-12
-13

Анонс на литовском второго выступления Д. Бертонов в Клайпеде в зале гимназии им. Витаутаса Великого (на фото). Цена билетов 1 – 4 Lt.

-14
-15

Театр стрелков (здание и зал) в Панявежисе, где Д. Бертонов танцевала 2 апреля.

-16

Объявление на идише о выступлениях 6, 7 и 8 апреля. Цена билетов 3 – 4 Lt.

По возвращении в столицу состоялось ещё три (6, 7, 8 апреля) её выступления на сцене Идишского меншинственного театра.

В день второго концерта в "די אידישע שטימע" [ди идише штиме ] появилась статья

-17

[к выступлениям Деборы Бертонов ]:

«Своими выступлениями танцовщица сумела зарекомендовать себя талантливой и оригинальной актрисой. Она относится к танцорам, которые не ограничивают себя узкими рамками и закостенелыми позами так называемого классического танца. Своё искусство пластики и жеста она сочетает с актёрской мимикой, благодаря такому синтезу получается превосходное воплощение картинки и идеи. Программа танцовщицы включала ряд пластическо-мимических сценок на эрец-исраэльские темы, темы диаспоры , которые затрагивают не исключительно еврейские, но и всемирные проблемы.

-18

В танце «Дело» она стремится выразить самопожертвование и героизм еврейского халуца, который под градом пуль, осуществляя свою мечту, сталкивается с различными преградами и трудностями. В номерах на тему еврейских типажей ей удаётся передать «изюминку» еврейского менталитета. В танце «Свадьба» поражает, как актрисе одной удаётся в течение секунды перевоплощаться и создавать перед глазами зрителей иллюзию галереи разнообразных образов. В танце «Голод» актриса перевоплощается в жалкого маленького уличного мальчишку и показывает его беспризорную голодную жизнь, его потерянность в большом городе. Особенно трогателен танец «Впервые на балу», в котором Д. Бертонов описывает щемящую грусть, стремление молодёжи выжить; а девушку, впервые пришедшую на бал, актриса изображает как бабочку, которую с неодолимой силой притягивает огонь. Вне сомнения, тематика танцев Д. Бертонов разноплановая, она не только одухотворённая и талантливая танцовщица, но и стремящаяся выразить существующие в человеческой жизни проблемы. Видеть этого мастера сцены — моральное удовлетворение».

Вот поэтому и жаль, что только на каунасской афише она была актрисой театра «hабима». Будь она таковой на самом деле, в декабре зрители встретились бы с ней вновь, так как на гастроли в Литву приехал театр «hабима».

8 апреля каунасцы пришли на последний концерт в Литве несравненной Д. Бертонов.

-19

[1] Дебора Бертонов

Бертонова, Двора — Википедия (wikipedia.org)