Выбор свадебного платья - это процесс ответственный и чаще всего длительный, так как современные дизайнеры предоставляют на суд прекрасных невест множество фасонов, расцветок, тканей и целый ворох кружев, бисера и стразов.
В прежние же времена свадебный наряд отражал традиции, мировоззрение и культуру конкретного народа, при этом, каждая его деталь имела символическое значение.
Сегодня мы с вами рассмотрим свадебный наряд казахских девушек. Он сложный и потрясающе красивый, любая деталь в нем исполнена со смыслом. И каждый костюм – своего рода письмо из прошлого, расшифровывая которое, словно разговариваешь со своими предками. Детали национального убора казахской невесты остаются неизменными на протяжении многих веков, и по традиции включают: койлек - платье-рубаху, камзол, шапан, саукеле - высокий головной убор и желек - расшитое покрывало, выполняющее роль фаты. Кстати, традиция белоснежного платья невесты пришла в Казахстан совсем недавно, только в XX веке, а когда то в далеком прошлом, прапрабабушки из Казахстана, собираясь замуж, выбирали для свадебного платья тот цвет, что был принят их кланом или считался традиционным. И красовались казахские невесты в красных, зеленых, синих и даже черных платьях, потому что на Востоке черный цвет всегда был цветом авторитета и величия. Белый же – напротив, считался символом траура, а потому невесты в белых платьях в старину встречались совсем не часто. Вообще, свадебные наряды были чем то, вроде визитной карточки любого клана. И люди, едва взглянув на невесту, безошибочно определяли, из какого рода пришла к ним новая невестка - келин. Для каждого казахского рода были характерны веками складывающиеся особенности и традиционные детали свадебного костюма. Так, для южанок отличительной чертой являлись богатые вышивки и обилие узоров. Северные невесты украшали себя монистами, ими же расшивали и подол платья. Невесту с запада выдавали характерные детали головного убора – богато расшитые, спускающиеся до плеч клинья шапочки. Ну, а восточные красавицы отличались и стилем, и покроем свадебных платьев, которые в большинстве своем напоминали русский сарафан, сверху донизу вышитый крупными цветами.
Самым красивым, ярким и эксклюзивным во всех свадебных нарядах был головной убор невесты - саукеле.
Саукеле всех казахских невест завораживающе прекрасны, и при этом, практически невозможно найти двух одинаковых. Ни один из головных уборов не повторял другого, и только главный принцип оставался неизменным для всех – его высота. Считалось, чем выше свадебный колпачок - саукеле, тем большее почтение к традициям испытывает девушка. Потому что, при такой высоте головного убора, невеста, входя в юрту жениха, должна изрядно наклониться, тем самым демонстрируя уважение к новому дому.