Найти тему
zorkinadventures

Перегонщик машин в 90-е: «Эта работа вмиг сделала из скромного инженера – крутого мужчину»

Оглавление
Иллюстрация: pixabay
Иллюстрация: pixabay

Очередная и, по-моему, интересная история от читателя zorkinadventures – от жителя Санкт-Петербурга (родом он из Иркутска), Олега Костромцова, сейчас ему 50 лет, а в те годы было 20. История – такой уже, ставший классическим, формат воспоминаний. Про 90-е. Как и полагается, в духе жанра – немного с примесью ностальгии, с подтекстом «раньше было лучше», но лично мне от этого не менее интересно. Редко бывает, когда житейская история от читателя укладывается в какой-то складный психологический сюжет.

Рассказ героя отредактирован для удобства чтения.

До середины 90-х жизнь у меня не особенно получалась. Мне было 20 с копейками, сверстники уже куда-то пристроились в этой жизни: для тех лет это было в порядке вещей. Два друга детства, например, феерично уехали в Москву, один делал дизайн буклетам и одновременно продавал джинсовые куртки, кого-то охранял, короче, получал какие-то невероятные для тех лет деньги. Другой устроился помогать известной группе с организацией концертов. У обоих были к этому возрасту уже машины, собственное жилье, которое они купили буквально за пару лет. Я же все никак не мог никуда пристроиться. Жил, как и прежде, в Иркутске. Сделал лишь краткосрочный набег на столицу, через три месяца, уволившись с двух работ, опустив руки, вернулся. Типичный будущий неудачник.

Отлично помню себя в зеркале – стеснительный парень в очках, всегда избегаю конфликтные ситуации. А на дворе – 90-е. сосед в ночи вылезает в окно пятиэтажки, чтобы сбежать в Грецию, скрыться от преследователей. Жизнь, короче, кипит.

И вот в какой-то момент меня словно бьет током – я не выхожу на работу, а уезжаю с одноклассником во Владивосток, помочь ему с перегоном машины. Тогда машины привозили на пароме, продавали во Владивостоке. Схема простая: ты приезжаешь на поезде, выбираешь машину (это, как правило, были праворульные японцы), ну и до обеда уезжаешь, экономя на гостинице.

На фото: авторынок "Зеленый угол" во Владивостоке. Вокруг пустыри. Рынок существует до сих пор, только, конечно, стал более благообразным.

Авторынок "Зеленый угол в 1990-х. "Фото: Валентин Труханенко
Авторынок "Зеленый угол в 1990-х. "Фото: Валентин Труханенко

По железной дороге переправлять автомобили было в те времена слишком дорого, поэтому труд перекупщиков-перегонщиков ценился невероятно.

Тот рейс с одноклассником перевернул мою жизнь – что-то, видимо, во мне переключилось, не прошло и полгода, я тоже стал заниматься этим бизнесом, причем в одиночку. И буквально за год из стеснительного инженера превратился в крутого парня, который удирает от бандитов на безлюдной трассе, выживает в мороз где-то посреди леса. Всякое случалось.

Удивительное было время, когда молодой человек, просто сделав шаг из дома, уже мог укрепить свой характер. Это сейчас мальчики и девочки со смартфонами в рукам путешествуют по всей России, наслаждаются видами, пишут отзывы. Сейчас ты выезжаешь на дорогу, у тебя есть смартфон для вызова помощи, карта заправок, кафе, ремонтных мастерских.

В те года дорога – была сплошным испытанием. Заправок почти нет, а информация о них передаются из уст в уста, деталей для машины вообще не купишь, все, что может сломаться, все жидкости – везешь с собой. Ну и, конечно, классика – «Сайга» в салоне авто. Переодетые гаишники, отряды преследователей на трассе. Сейчас это кажется фантастикой, но те, кто жил и действовал в те годы, понимают, что это банальная реальность. Периодически приходилось, как и многим, нанимать охранников, чтобы проехать какие-то самые опасные места (тот же Хабаровск). И ведь ты же не просто должен доехать из точки а в точку б, ты еще должен машину доставить в максимально идеальном состоянии для продажи. Представляете себе квест? Никаких царапин, сколов, трещин от летящих на трассе камней.

Помню, на приморской безлюдной трассе, выскакивает из-за кустов, кидается мне наперерез «Жигули». И я вижу, что полна коробочка: в салоне пятеро здоровенных ребят, еле там помещаются. Думаю в этот момент не про себя, а про то как бы машину не поцарапать.

Сложная работа. Зато зарабатывал я по три тысячи долларов с рейса. Машина в те времена особенно ценились – хороших японок меняли на квартиры. Я стал уверенно себя чувствовать в жизни, деньги появились. С женой, кстати, именно в тот период познакомились, хотя до этого личная жизнь не складывалась. До сих пор вместе.

Сегодня – телефоны, чизкейки на выбор, такси к дому, все избаловывает настолько, что среднестатистический парень выбирается из своего тепличного мира, может быть, лет в 35. А в 90-е годы мужчине намного проще было преодолеть свою стеснительность, стать, собственно, мужчиной: нужно было просто выйти из дома.

В своем блоге Zorkinadventures собираю мужские истории и опыт, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.