Храмы в любом населенном пункте во все времена были притягательны, хотя бы потому, что являли собой венец архитектуры. Парадокс заключается в том, что именно храмы, которые были воплощением красоты и свидетельствовали о Небе на земле, были разрушены, сожжены, уничтожены. Для верующих людей, и тех, кто интересуется историей малой родины, особое значение имеет информация о том, где стоял и как выглядел храм в их родном селе.
Если Вы смотрели фильм «Усть-Пристань. Возвращение», снятый отцом Никандром (Речкуновым) вместе с командой единомышленников:
то, вероятно, помните, что одно из центральных мест занимает в нем история духовно-просветительского центра села. В него в дореволюционное время входили жилой Дом священника, церковно-приходская школа и реальное училище.
Но основой всего был храм, построенный совместными усилиями населения Усть-Чарышской Пристани в 1897 году.
В воспоминаниях старожилов шла речь о том, что он был деревянным. В «Клировой ведомости» за 1916 год значится: «однопрестольный, деревянный, крытый железом, на каменном фундаменте». Можно было по этим описаниям представить стандартный храм, что авторы фильма "Усть-Пристань. Возвращение" и сделали.
Храм сгорел в 30-е годы. "Никаких документальных свидетельств, фотографий его не осталось" - с сожалением констатировал ведущий в кадре.
Фильм «Усть-Пристань. Возвращение» был опубликован на ютубе. О нем писали множество СМИ и снимались телевизионные сюжеты. Но самое главное: исследовательская работа в процессе создания фильма приобрела новое направление.
Первая находка в интернете
И вот, в августе 2016 года мировая информационная сеть «выдала» нам рисунок, датированный 1903 годом, из журнала «Кормчий» ( русский еженедельный иллюстрированный религиозно-нравственный журнал, печатался в Москве с 1887 по 1918 годы в типографии И. Ефимова. Издатель-редактор — священник Симеон Ляпидевский).
На сайте «Соборы. РУ. Народный каталог православной архитектуры» подпись под иллюстрацией сообщила о том, что здесь изображен храм в Усть-Чарышской Пристани. Причем человек, выставивший фото, явно не достаточно близко знаком с нашим селом.
Первая подпись под рисунком гласит «Вероятно, старая, утраченная церковь». При переходе по ссылке «выплывает» противоположная информация - указание на то, что храм, изображенный на рисунке, действует по сей день. Но, конечно, главное сомнение вызывала подпись «Храм на Усть-Ухрышской пристани».
Как говорится, «что написано пером, не вырубишь топором». Можно было поахать и закрыть сайт, и успокоиться. Однако, как справедливо замечено, «не все свято, что в книгу вмято». И человек, знакомый с процессом издания газет и журналов, хорошо знает, какие опечатки порой допускаются и при современных технических возможностях.
Что говорить об издательском деле начала 20 века? Рисунок выполнен художником, чьи иллюстрации публиковались в журнале постоянно. Однако, как мы ни вглядывались в фотографии страниц номеров разных лет, разобрать фамилию автора так и не удалось.
География путешествий художника обширна. Разъезжая по всей России, и, вероятно, почтой отправляя рисунки в редакцию журнала (а подписаны они были тем же неразборчивым почерком), он не мог проследить за достоверной публикацией отправленной им информации. «Ча» в рукописи вполне могло превратиться в «Ух» при прочтении и расшифровке адресантом.
Исследовать – значит искать истину
Некто Андрей Агафонов, выложивший этот рисунок в сеть и отнесший его к Усть-Чарышской Пристани, руководствовался, видимо, похожими соображениями. У каждого исследователя – своя система доказательств, но для всех важен один и тот же принцип работы – осторожность при работе с новой, непроверенной информацией. Иначе можно исказить действительность и ввести в заблуждение людей, которые тебе доверяют.
Исследователи группы "Ять" выбрали путь «доказательство от противного». Нужно было выяснить, существовало ли в Сибири, Томской губернии на рубеже 19-20 веков село с названием «Усть-Ухрышская Пристань». Отсутствие такого населенного пункта вкупе с наличием Усть-Чарышской Пристани и было таким доказательством.
Кто ищет – тот всегда найдет. Необходимая информация была обнаружена практически в этот же день. Интернет выдал «Список населенных мест Томской губернии на 1899 год», нужно было скачать его и детально изучить все 782 страницы. Усть-Чарышская Пристань в этом списке числится, а вот Усть-Ухрышской Пристани нет!
Вследствие этого, теперь можно с уверенностью сказать, что на иллюстрации в журнале «Кормчий» изображен именно Богоявленский храм в Усть-Чарышской Пристани Нижне-Чарышской волости Бийского уезда Томской губернии. Итак, в 2016 году с визой «Исправленному верить» мы заполняем «белое пятно» в истории и дополняем духовно–просветительский центр «старой» Усть-Чарышской Пристани реальным изображением Богоявленского храма и точной подписью под ним.
Словно гром среди ясного неба!
Да, это было именно так! В июне 2018 года в социальной сети «Одноклассники» «выплыла» сканированная фотография с изображением храмового комплекса в селе.
В верхнем левом углу – надпись от руки: «Усть-Чарыш-Пристань». Фото поделилась в сети замечательная, активная жительница Усть-Пристани Ольга Владимировна Мутьева, фотограф и автор собственных фильмов, путешественник и просто во всех отношениях замечательный человек.
В свою очередь, Ольга Владимировна обнаружила фотографию на странице нашей землячки Галины Зарезовой (Черниковой).
Разыгрались споры пользователей сети, на самом ли деле это Усть-Чарышская Пристань? Многие отрицали вероятность того, что на фото – храм и церковно-приходская школа в нашем селе, и таких было большинство!
Для исследователей группы "Ять" самым большим шоком было то, что уже несколько месяцев фотография «висит» в «Одноклассниках» и до сих пор еще не была обнаружена!
Мало того, как раз в этот момент обсуждались нюансы реставрации здания церковно-приходской школы, в частности, как должны выглядеть слуховые окна. Раньше предполагали, что окна были циркульные, и собирались выполнить их именно такими, круглыми. Однако на фото ясно было видно, что слуховые окна треугольные, застекленные, что делало чердачное помещение естественно освещенным.
Конечно же, мы немедленно связались с Галиной Зарезовой, рассказали о нашей деятельности. Выяснилось, кому принадлежит оригинальное фото, и что выходить «из тени» этот человек не хочет. Мы обратились с просьбой – передать эту уникальную фотографию группе «Ять», для будущего музея. На успех затеи не надеялись.
Но – о, чудо! – благодаря Галине, ее убедительному участию в этом деле, оригинал оказался у группы «Ять» и сейчас представляет собой огромную ценность в архивах духовно-просветительского центра!
Это не фотография, а открытка. Снимок для нее был сделан, по всей вероятности, с пожарной вышки. В те годы занести на самое высокое сооружение села тяжелую аппаратуру ради одного снимка – навряд ли. Наверное, были и другие снимки. Замечателен факт самого существования открытки. Откуда она? Из какого набора? Серия ли это открыток об Усть-Чарышской Пристани или серия изображений храмовых комплексов?
Находка показала много важных подробностей:
- Центральный вход в Церковно-приходскую школу был со стороны нынешней ул. Партизанской, с дополнительным оконным освещением. Со стороны нынешней Советской был второй вход, там, где теперь главный. Наличники на здании, судя по фото, те же самые.
- Школа обшита вертикальным тесом, парадный и малый вход – горизонтальным.
- Трубы печного отопления заслуживают особенного внимания, они как бы вырастают из крыши квадратным основанием из кирпича, переходят в более узкую трубу с отчетливо видимыми розетками (из кирпича или из металла, непонятно), затем расширяются усеченной пирамидой и венчаются металлическим легким колпаком.
- Воронки водосборника тоже выполнены высокохудожественно, напоминают старинный уличный фонарь. Крыша покрыта металлом фальцевым способом, кстати во время кровельных работ – замены старого железа, было обнаружена листы, на которых четко отпечатаны три медали с именем производителя: князь С. Е. Львов.
- Храм пятикупольный. В середине – большой купол (символизирует Иисуса Христа), по краям – четыре маленьких, (символизирующие четырех евангелистов). Еще один купол на колокольне. И на церковно-приходской школе тоже подобный купол. Храм обшит тесом горизонтально. Территория храма огорожена деревянным забором.
- Фотография дала новые сведения о точном месте расположения Богоявленского храма. Наш современный красавец храм, оказалось, возводится не на историческом месте, а как бы впереди него, ближе к ул. Первомайской.
- На фотографии заметна благоустроенность села. Тогдашняя «перекрестная» в этом месте улица была широкой (а не узкий «коридорчик», как сегодня), и дома стояли не поперек, а вдоль нее. Центральный вход в Церковно-приходскую школу с севера и выходил как раз на «коридорчик». Об этом свидетельствуют широкое крыльцо, окна дополнительного освещения на входе (кстати, в 2021 году окна заняли свое историческое место, читайте об этом в публикации "Там, где Бог - там благие перемены" на канале "Усть-Пристань. Храм").
- Улица (нынешняя Советская) также широкая, снабжена системой искусственного водоотвода и деревянным тротуаром. Напротив Церковно-приходской школы - двухэтажное деревянное здание. Как рассказала одна из жительниц села, в советское время здесь находилась стоматология. Когда на этом месте появились одноэтажные жилые дома?
- Общий вид на фото тоже впечатляет. Вдалеке возвышаются мощные постройки, среди которых хорошо угадывается магазин Шестакова. Оригинал открытки позволил рассмотреть и другие подробности. Особенно интересно рассматривать ее через лупу. Например, головные уборы на мужчинах явно говорит о том, что фотография сделана до революции.
А главное – в истории появились
новые действующие лица!
Вместе с изображением старой Усть-Пристани владелица раритета передала нам фотографию своего деда - последнего официального старосты Усть-Пристанского прихода – Никиты Ильича Хлыбова, в бумагах которого и было найдена открытка, а также его совместное фото с супругой Екатериной Михайловной:
Вместе с этим бесценным для нас приобретением пришли и новые сведения.
По рассказу владелицы фото, дедушка работал портным-закройщиком в артели. Бабушка пела в церковном хоре, на клиросе. Дедушка был прихожанином и много трудился во Славу Божию в церкви. Но старостой был не он, а женщина без ног.
Нам известно, что церковь устьпристанским верующим вернул незадолго до пожара в 1936 году М.И. Калинин, благодаря поездке в Москву безногой Матрены Дмитриевны Медведевой, судя по открывшимся фактам, она и была старостой). Но Матрена Дмитриевна читать умела, а писать - нет, и Никита Ильич вел документацию в церкви, занимался финансовыми вопросами. Во время пожара они с печником активно тушили огонь и выносили утварь. Владелица фото, тогда еще маленькая девочка 5-6 лет, с бабушкой были тому свидетели.
Вопреки всем здравым смыслам, Хлыбов и печник были осуждены и высланы на Дальний Восток на шесть лет, но через три месяца вернулись в Усть-Пристань. Никита Ильич был мастером своего дела, обшивал всю партийную верхушку, может быть, благодаря этому атеистическое руководство «закрыло глаза» на религиозность портного. Открытка с Усть-Чарышской Пристанью была найдена в его бумагах уже после смерти.
…Вот такие истории у наших находок. Хотя, по большому счету, это лишь два эпизода из длинной вереницы открытий, творческого поиска и исследовательской работы, начавшейся в апреле 2012 года, когда на чердаке Дома священника были обнаружены весточки из прошлого Усть-Чарышской Пристани.
Читайте канал «Усть-Пристань. Храм»! Впереди много нового и интересного! И, пожалуйста, оценивайте и комментируете истории! Нам очень важно знать ваше мнение!