Мы почти не используем карандаши и ручки. Упражнения на развитие руки помогут кисти руки вспомнить навык рисования, а сам процесс настроит на нужную волну.
Самое важное в технике скетчинга – это легкие отрывистые линии, и для того, чтобы научиться ими рисовать, важно правильно держать карандаш. Его не стоит сильно сжимать в руке и держать слишком близко к грифелю. Идеальная позиция – это когда карандаш свободно лежит в руке и позволяет кисти свободно двигаться:
После постановки кисти можно переходить к упражнениям. Все они несложные, приятные в выполнении и медитативные. Попробуем выполнить сразу несколько.
Упражнение на линии. Здесь всё просто – нужно взять лист бумаги, карандаш и попробовать порисовать прямые параллельные линии одинаковой длины. Можно начать с коротких, а можно заштриховать лист целиком, главное – не давить на карандаш и рисовать спокойно.
После горизонтальных линий можно переходить к параллельным:
Если линии не получаются идеально ровными и параллельными – ничего страшного. Это всего лишь тренировка, и процесс обучения.
Если есть желание, можно пофантазировать и составить из линий произвольную композицию:
Скругленные линии. Это упражнение чуть сложнее первого, но зато очень веселое и отлично ставит руку начинающим художникам. Задача – заполнить лист или его часть закругляющимися произвольными линиями на одинаковом расстоянии друг от друга:
Главное при выполнении этого упражнения – не бояться ошибиться. Страх сковывает руку и дыхание, результат становится хуже. Не стоит переживать: после нескольких тренировок качество линий улучшится само по себе.
Квадраты. Не такое сложное, но очень увлекательное упражнение. Нужно заполнить лист квадратами одинакового размера, которые произвольно пересекаются. В итоге получается вот такой забавный орнамент:
Круги и овалы. Здесь рисуем одинаковые по размеру овалы или круги. С первого раза их нарисовать сложно, но сам процесс очень затягивает и успокаивает.
Равные и неравные отрезки. Это упражнение скорее на глазомер, чем на развитие руки, но оно отлично помогает научиться точно определять пропорции, что важно в рисовании. Суть в том, чтобы делить прямые отрезки или стороны фигур на равные части.
Работает это так: рисуем линию и делим её пополам. Затем делим пополам половинку. И снова делим пополам остаток. И так до максимально возможного коротенького отрезка:
Это упражнение можно усложнить и делить по такому же принципу отрезки на нечетное количество частей: 3,5,7.
Переходите к формам
После того, как рука натренирована, самое время переходить к рисованию простых форм. Даже самый сложный и искусно созданный скетчинг содержит в своей основе простые базовые формы – круг, квадрат, цилиндр и треугольник. Из них состоит не только скетчинг, но и весь мир (и художники об этом знают!)
Попробуйте нарисовать круг по технике скетча: короткими отрывистыми штрихами и легкими касаниями бумаги.
По такому же принципу можно нарисовать и другие фигуры. Когда они станут получаться – это большой первый успех в скетчинге! После этого этапа можно смело переходить к рисованию предметов. Можно начать с совсем простых – яблок, груш, кружек или любых других объектов, в основе которых легко выделить простые формы.
Раскладывать на простые формы можно и окружающие пейзажи – города чаще всего оказываются набором прямоугольников и прямых, а природа – это торжество плавных линий.
Научиться видеть простые формы в сложных предметах помогут работы великих художников эпохи авангардизма и абстракционизма – Василия Кандинского, Казимира Малевича, Пита Мондриана. Простые формы популярны не только в живописи, но и в дизайне – школа Баухауса заложила основы современного минимализма, о ней мы писали в отдельной статье .
Добавьте свет и тень
Свет и тень – это главные способы сделать скетчинг объемным и привнести на плоский лист бумаги 3D-измерение. Как и во всех предыдущих этапах, начинать лучше с простых упражнений. Например, можно добавить тени для нашего круга. Для этого нужно определиться с источником света. Если в жизни направление света определяет природа, то в рисунке это право принадлежит художнику.
В зависимости от того, с какой стороны падает свет, тень на рисунке будет распределяться по-разному. Попробуйте подвигать источник света на рисунке и представьте, как вместе с ним будет двигаться тень:
Для усложнения тренировки можно подумать, какая будет тень у предмета, если свет падает на него в двух разных сторон.
Скетчинг допускает несколько способов наложения тени:
- заштриховка
- растушевка
- наложение тени точками.
Штриховка – это самый простой и удобный способ, понятный интуитивно. Затемненную сторону предмета можно штриховать разными способами – контурно, крестиком или любым другим удобным способом:
Растушевка подойдет для скетчей с крупной тенью. Ее можно делать при помощи специального карандаша или мягкой бумаги. Главное правило – растушевывать рисунок лучше вдоль штрихов, это придаст тени более естественный вид.
Тень точками – самый долгий и муторный способ, которым пользуются более опытные художники. При помощи таких теней можно создать очень необычные скетчи:
Любую тень лучше накладывать постепенно и в несколько подходов, а лишнее убирать салфеткой или ластиком.
Потренироваться видеть тень можно и без карандаша в руках: просто замечайте, как по-разному падает свет на предметы в доме, людей и улицы. Эта тренировка поможет в будущем создавать более реалистичные скетчи.
Добавьте перспективу
Перспектива – это второй важный этап развития навыков в скетчинге после теней. Перспектива нужна для рисования улиц, пейзажей и предметов, расположенных на разном расстоянии. Это правила, по которым реальный мир переносится на бумагу с учетом искажений в восприятии пространства.
Самый понятный и знакомый с уроков геометрии в школе вид перспективы – линейный. В такой перспективе есть три главных понятия:
- линия горизонта,
- точка схода,
- линии схода.
Звучит сложно, но на деле все очень понятно. Вот как это выглядит на практике:
Горизонтальная синяя линия на рисунке – это линия горизонта . Горизонт на рисунке есть всегда, даже если его не мы не видим. Например, в натюрмортах нет перспективы, но роль линии горизонта выполняет стол.
Красная точка на линии горизонта – это точка схода . В ней соединяются все линии параллельных плоскостей рисунка, это то место, в котором глаз наблюдателя уже не может различать предметы на расстоянии. Самый простой и наглядный пример точки схода – это железнодорожное полотно. Рано или поздно параллельные рельсы на фотографии соединятся в точку:
Линии схода – это воображаемые линии, по которым объекты удаляются от нас в точку схода. Этих линий может быть сколько угодно. Благодаря им можно легко располагать удаляющиеся объекты на листе бумаги и не нарушать при этом их пропорций. В случае с железной дорогой линиями схода выступают сами рельсы, поручни моста и боковые дорожки.
В зависимости от угла зрения и композиции точка схода может сдвигаться по линии горизонта влево или вправо. В таком случае линии схода последуют за ней:
Такую перспективу художники называют линейной и фронтальной, это самый простой и распространенный вид перспективы.
Иногда бывают ситуации, в которых перспективы с одной точкой схода недостаточно. Например, городской скетчинг – это часто рисунки угловых перекрестков или просто красивых зданий, которые повернуты к художнику боком, например, такие:
Сделать такой скетчинг поможет угловая перспектива с двумя точками. Суть этого метода в том, что вместо одной точки на линии горизонта ставятся две точки с разных сторон, а на вспомогательных линиях схода от них строится рисунок:
Двухточечная перспектива удобна в жанре городского и дизайнерского скетча, когда нужно быстро сделать набросок здания или отобразить на бумаге первый вариант будущего дизайна интерьера.
Используйте вспомогательные линии для сложных предметов
Вы уже знаете, что это такое. Скетчинг для начинающих и профессиональных художников основан на вспомогательных линиях – линиях схода, простых фигурах и точках, которые и помогают рисовать сложные предметы быстро и без проблем.
Скетчинг любого предмета можно начинать с набрасывания нескольких вспомогательных линий. Если это пейзаж, начните с линии горизонта и самых крупных фигур на нем – очертаний стволов и крон деревьев, прямоугольников домов. Если рисуете животное, начните с вытянутого овала туловища или головы.
Не забывайте о пропорциях
Пропорция – это соотношение части к целому. Пропорции важны в любых типах скетчей, они помогают рисовать предметы и людей более реалистичными.
Из жизненного опыта мы примерно представляем себе пропорции большинства вещей, но на бумаге иногда можно запутаться. Чтобы этого избежать, художники советуют начинать с трех простых лайфхаков:
- использовать поля,
- начинать с большого,
- сравнивать малое с большим.
Поля в скетче помогают не выезжать за пределы листа в процессе рисования и делают итоговый рисунок аккуратным. Отметьте пару сантиметров с каждого края листа и постарайтесь мысленно вписать в них самую крупную часть рисунка:
Как только поля готовы, можно приступать к определению самого большого в скетче. Если рисуете натюрморт, то первой в рисунок нужно вписать самую большую его часть и отмерять размеры остальных предметов от неё. Например, в этой композиции главный чайник: