Найти в Дзене

"Бегущий по лезвию" - контекст и философское значение

Бегущий по лезвию-это великий фильм. Сочетание сценария, визуальных эффектов, музыкального сопровождения работает на одну цель-создание истории, повествующую идею фильма. Даже самая мелкая деталь находится на своём месте не случайно, каждый аккорд музыки Вангелиса звучит там где должен; дотошность-в хорошем смысле этого слова, Ридли Скотта, оператора Джордана Кроненвента и всей съемочной группы

Бегущий по лезвию-это великий фильм. Сочетание сценария, визуальных эффектов, музыкального сопровождения работает на одну цель-создание истории, повествующую идею фильма. Даже самая мелкая деталь находится на своём месте не случайно, каждый аккорд музыки Вангелиса звучит там где должен; дотошность-в хорошем смысле этого слова, Ридли Скотта, оператора Джордана Кроненвента и всей съемочной группы создала картину такой, какой она стала в итоге.

Бегущий по лезвию повидал много проблем, но, как и любое искусство, непонятое современниками, остался в истории и стал классикой и идеалом киберпанкового фильма. Проблемы начались с производства: с финансированием не всё было гладко, упомянутая выше дотошность Ридли Скотта: он постоянно добавлял что-то в фильм, из-за чего время съемок раздулось до немыслимых размеров, провал в прокате, разгром большинства критиков и прочая, прочая, прочая (воистину, беда не приходит одна). Фильм повидал целых семь версий и его можно назвать законченным только спустя 25 лет после его выхода: в 2007 году режиссёр привёз финальный монтаж на Венецианский кинофестиваль. Но спустя всё это время, фильм даже спустя, вдумайтесь, 38 лет, выглядит восхитительно, а темы, поднимаемые в нём, и вовсе будут актуальны и спустя много, много лет.

Бегущий по лезвию в чём-то личный фильм для Ридли Скотта: вопрос скоротечности жизни для него был актуальным после мучительной смерти его брата от рака. И даже не прочитав сам роман-первоисточник Филлипа Дика он сумел создать такую картину мира, что сам писатель, изначально настроенный скептически остался в восторге.

Вводные данные и всю основную информацию о мире мы получаем в текстовой экспозиции в начале фильма, дальше фильм показывает, а не рассказывает. Так как это один из последних аналоговых sci-fi фильмов, декорации были созданы вручную, и ощущение реальности окружения не покидает зрителя при просмотре. Решения оператора (исходящие, скорее всего, из недостатка средств на съемках, но оттого не менее оригинальные и действенные) позволяют нам прочувствовать город: неоновые вывески, дождь, дым, пар: всё это создаёт атмосферу, в которой сквозь толпы людей протискивается Рик Декард, создавая ощущение тесноты. И когда камера отвлекается на редкие длинные кадры, отсутствие этого ощущения резонирует с отражением неона в лужах, свободным пространством вокруг нас, и мы вместе с наблюдением и знакомством с городом, полноценным персонажем фильма, отдыхаем от тесноты пространства. Вместе с этим, жилище Декарда хоть и тесно но изолированно, безопасно для него с Рэйчел. Его квартира заставлена множеством предметов декора, говорящими о хозяине дома.

-2

В целом, деталям уделено огромное внимание в фильме. А лично меня восхитила следующая: после стычки Рика с одним из бежавших репликантов, Декард отпивает от стакана, и кровь из раны во рту растворяется в жидкости.

Сам Декард стоит в тени, и кадр фокусируется на этой детали.
Сам Декард стоит в тени, и кадр фокусируется на этой детали.

Этот фильм стоит неоднократного просмотра, и при каждом просмотре будут появляться новые и новые детали, незаметные ранее.

Бегущий по лезвию произведение комплексное и сложное, и идей в себе несёт множество: тут и трансгуманизм, и освобождение от навязанных иллюзий, даже конфликту философских школ нашлось место, но всё же центральная тема, по моему мнению-это самоопределение, поиск себя и своего места в жизни. Все центральные персонажи находятся в поиске себя: Рэйчел обнаружила свою искусственность, и этот её внутренний конфликт даёт толчок для сомнений Декарда, а Рой Батти в целях доказать свою человечность, идёт по заветам Ницше и убивает того, кто его сконструировал, а затем умирает, возвысившись над людьми, проявив великодушие к врагу.

-4

Ридли Скотт оставил зрителям решение о принадлежности Декарда к репликантам либо к людям, хотя, вряд ли он ставил целью получение этого ответа, скорее, он хотел чтобы люди задавались этим вопросом. В итоге, Рик оказывается на месте тех, кого в начале фильма преследовал - теперь он сам является преследуемым. Он открыл глаза, прозрел, и линия глаз как символа замыкается в конце.

-5

В сиквеле глазу придаётся более очевидное значение, но здесь глаза олицетворяют отражение души и являются символом познания себя.

Перед этой сценой у исскуственной совы был точно такой же блик в глазах, как у Рэйчел в ней.
Перед этой сценой у исскуственной совы был точно такой же блик в глазах, как у Рэйчел в ней.

Всё эти темы подаются нам не только напрямую, но и через детали, окружение и атмосферу, а музыка Вангелиса придает картине целостности и, кроме того, логически продолжает идею искусственности мира своей синтетичностью.

По каждому кадру из фильма можно написать методичку, и долго рассуждать о нём, даже на десятую долю не раскрыв его сути. Воистину великое кино и культурный феномен, истинное произведение искусства.