Первые две части Книги Энки смотрите здесь: Книга Энки (текст восстановлен Захарией Ситчиным по ниппурским таблицам), ч.1
Книга Энки (текст восстановлен Захарией Ситчиным по ниппурским таблицам), ч. 2
Напомним читателям, что «Потерянная книга Энки»[1] — одна из последних книг известного историка и лингвиста, учёного-самоучки Захарии Ситчина (1920-2010). На английском она была опубликована в 2001 году, на русском — в 2010. Многие почитатели З.Ситчина считают именно эту его книгу наиболее информативным исследованием о шумерских «богах» (ануннаках). О том, можно ли считать З.Ситчина профессионалом в сфере научных исследований шумерской темы, и можно ли доверять всем его гипотезам (порой весьма спорным и скандальным), — об этом мы писали в наших предыдущих статьях о нём самом [2,3,4], а также о Предисловии д.и.н. О.В. Горшуновой к этой книге[5], а также о Введении самого З.Ситчина к этой книге[6-8].
В самом кратком виде, наше оценочное суждение об исследованиях и творчестве З.Ситчина можно считать положительным, и примерно совпадающим с подробным Предисловием д.и.н О.В. Горшуновой[4].
После этого краткого напоминания переходим к изложению текста «Книги Энки» (восстановленного З.Ситчиным по двенадцати таблицам, обнаруженным археологами в библиотеке Ниппура [1,8])
Мы закончили вторую часть этой серии[10] следующими словами Энки (записанными писцом Эндубсаром): «Энлиль и Нинхарсаг позволили этому случиться; я один упрашивал их остановиться».
Далее мы читаем [1] (текст от имени Энки):
<<День и ночь я требовал отмены того, что на небесах было решено, но напрасно было все! Нинурта, Энлиля воинствующий сын, и Нергаль, мой собственный сын, на великой равнине тогда оружие ядовитое применили. То, что после вспышки лучевой Пагубный Ветер последует, мы не знали! Теперь из-за этого они страдали и слезы проливали. Что смертоносная буря, на западе рождённая, направится на восток, предвидеть не мог никто! Теперь боги плачут о том».
В своих священных городах боги поверить не могли, когда о наступлении Пагубного Ветра на Шумер узнали они. Один за другим боги свои города, свои храмы покидали, ветру они их оставляли. Когда к моему городу, Эриду, отравленное облако подошло, я не мог остановить его. «Спасайтесь в открытой степи!», — я велел своему народу; вместе с Нинки, моей супругой, я оставил город. В своём городе Ниппур, в месте Связи Небеса-Земля, Энлиль поделать не мог ничего, чтобы остановить его.
Пагубный Ветер на Ниппур наступал. В небесном корабле Энлиль со своей супругой спешно бежал.
В Уре, царском городе Шумера, Наннар своего отца Энлиля о помощи умолял; пребывая в храме, что на семи ступенях к небесам возвышался, Наннар смириться с участью такой отказался. «Отец мой, что меня породил, великий бог, что троном Ур наделил, Пагубный Ветер отведи!», — Наннар отца молил. «Великий бог, кому судьбы дано вершить, позволь Уру и его народу остаться жить, чтобы продолжать восхвалять тебя!», — Наннар просил своего отца.
Энлиль своему сыну Наннару отвечал:
«Мой благородный сын, твоему прекрасному городу я царство даровал; вечного господства я тебе не обещал. Свою супругу Нингаль возьми и из города беги! Даже я, кому участь людей дано вершить, его судьбу не могу изменить!»
Так говорил Энлиль, брат мой; увы, увы, не судьба была тому виной!
Со времён Потопа ни боги, ни Земляне не подвергались Участи такой; увы, не судьба была тому виной! Великому Потопу случиться было предназначено судьбой, но не Великому Бедствию, вызванному бурей смертоносной. Нарушением клятвы, решением совета оно вызвано было; разрушительное Оружие его сотворило. Решением, не судьбой, ядовитое оружие было пущено и ход; сознательно брошен был жребий тот.
Против Мардука, первенца моего, двое сыновей учинили эти разрушения; в их сердцах была лишь жажда отмщения.
«Я Мардуку возвыситься не позволю!», — Первенец Энлиля кричал. « Я с оружием пойду на него», — Нинурта сказал.
« Из людей он армию создал, чтобы Пупом Земли Бабили стал!», — Нергаль, брат Мардука, кричал.>>
***
Здесь прервём изложение Книги Энки.
Итак, произнесено имя главного виновника всей этой свары, этого драматического раскола в Совете Неба и Земли ануннаков, и это имя — Мардук, сын Энки. Против него ополчились не только глава Совета, Энлиль (и его сыновья), но и два младших сына Энки, и, как мы увидим чуть ниже, и самая влиятельная дама Совета, — Инанна (Иштар), и все остальные. Кажется, Энки остался в Совете единственным, кто был против применения некоего «лучевого оружия» против Мардука и его армии (из местного народа, которых он вооружил) в некоем Бабили.
Напомним, это тот самый Мардук, который примерно за 700 лет до этого организовал в Вавилоне то ли строительство некоей «Вавилонской башни», то ли (по версии З.Ситчина, и более вероятно) организовал там людей на строительство личного космодрома (вне контроля Совета ануннаков), чтобы летать к своему деду Ану (Верховному Главе всех ануннаков) без контроля Совета Неба и Земли (которым руководил Энлиль).[11] Тогда, в 2717 году (датировка Вавилогского столпотворения по библейской хронологии) планы Мардука были сорваны, и сам он, видимо, бежал из Вавилона. Теперь мы можем предположить, что бежал он именно туда, в Баальбек, на Запад от Шумера.
Скорее всего упомянутый выше Бабили, это и был Баальбен. Напомним эту цитату из Книги Энки:
« Из людей он армию создал, чтобы Пупом Земли Бабили стал!», — Нергаль, брат Мардука, кричал.
Бабили – это точно не Вавилон, т.к. Вавилон – на севере Шумера. А вот Баальбек – на востоке от Шумера. Время основания Баальбека неизвестно учёным. В статье Википедии «Баальбек» читаем:
«Баальбек – древний город в Ливане. Несмотря на то, что местность была заселена с глубокой древности, никаких сведений о городе не встречается до завоевания Финикии Александром Македонским в 332 г. до н. э. »
Баальбек знаменит своими огромными мегалитическими каменными плитами. А.Ю. Скляров (ЛАИ) в 2009 году посвятил своим впечатлениям от Баальбека отдельную статью на сайте ЛАИ («Баальбек »), где упоминает о неких мифах, относящих основание города (вернее, главного храма) едва ли не к допотопным временам. В этой статье много фотографий огромных блоков в основании храма и остатков огромных колонн со следами обработки неизвестными механизмами. А.Ю. Скляров считает очевидным, что римляне построили храм Юпитера в Баальбеке на руинах гораздо более древнего храма, и использовали прежние огромные каменные блоки и колонны при формировании фундамента своего храма.
Ну а что же Баал (Ваал) — бог, которому поклонялись во времена описываемых в Книге Энки обытий (т.е. на рубеже 3\2 тысячелетий) в Финикии, Сирии и Ханаане (а позже и в Ассирии\Вавилоне)? В статье Википедии «Баал» читаем:
«Баа́л ( общесемит. baʿl; др.-евр. בעל или באל [Бел], [Бааль], [Ваал]; букв. «хозяин, владыка» [1] [2] ) — вообще является эпитетом «бог, владыка» для разных богов у древних западных семитов [3] . Также являлся конкретным божеством в ассиро-вавилонской этнокультуре , почитавшимся в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба, солнца и прочего.»
Заметим, что город Угарит (основан как поселение в 6-м тысячелетии до н.э.) в Сирии находился сравнительно недалеко от Баальбека.
Итак, мы предполагаем, что после Вавилонского столпотворения Мардук бежал на Запад, к побережью Средиземного моря, и стал известен тамошним народам как бог Баал. В заключение этого отступления от текста Книги Энки дадим ещё короткую справку по Баалу (из той же статьи Википедии):
« В христианской традиции Баал был демонизирован. Согласно Библии, служение Баалу включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убиение собственных детей сожжением в огне[11] . Почитался Баал и в финикийском государстве Карфаген (имя Ганнибал означает «любимец Баала»); через финикийцев и Карфаген постепенно во 2-м — 1-м тысячелетии до н. э. культ Баала распространился далеко на Запад (в Египет, Испанию и др.)[13] .»
***
Теперь продолжим изложение Книги Энки. Далее Энки рассказывает о том, как проходил Совет по проблеме вновь восставшего Мардука (теперь на Западе, в некоем городе Бабили):
<<На совете, где великие боги собрались, злобные слухи распространялись. День и ночь я свой голос протеста поднимал; примириться я им советовал, не спешить я их призывал. «Второй раз люди возносят его как небесное божество; зачем же противостояние продолжать?» — Я не переставал их умолять. «Все ли показания приборов проверены? Грядёт ли эра Мардука в небесах?» — спросил их ещё раз.
Нингишзидда, мой собственный сын, признаки того на небесах наблюдал. Но я знал, что в сердце своём за несправедливость Мардука обижен был он. Наннар, сын Энлиля, рождённый на Земле, тоже был неумолим. «Мой храм в северном городе Мардук сделал жилищем своим» ! Он так говорил. Ишкур, младший сын Энлиля, требовал его наказать: «В моих землях народ вслед за ним начал развратничать!» — о н сказал. Уту, сын Наннара, на сына Мардука, Набу, гневно кричал: «Место Небесных Колесниц он пытался захватить!» Инанна, сестра-близнец Уту, была больше всех разгневана: «Наказать Мардука за смерть своего возлюбленного Думузи» — она все ещё требовала. Нинхарсаг, мать богов и людей, в сторону свой взгляд отвела. «Почему здесь нет Мардука?» — лишь промолвила она. Гибиль, мой собственный сын, мрачно отвечал: «Мардук не будет просить ни о чём, по небесным знамениям он уверен в превосходстве своём!»
«Только оружием можно остановить Мардука!» — кричал первенец Энлиля, Нинурта. Уту за безопасность Места Небесных Колесниц переживал; в руки Мардука оно попасть не должно! Он так сказал. Нергаль, кто Нижним Царством управлял, гневно потребовал: «Применить старое Оружие Разрушения для уничтожения момент настал!». На своего собственного сына я смотрел и поверить не мог. Ибо брат против брата ужасное оружие применить был готов!
После громких выступлений тогда наступила тишина. Энлиль первым тишину нарушил:
«Наказание он должен получить; как птицы без крыльев злодеи должны быть, Мардук и Набу нас лишают владений своих; пусть им не достанется Место Небесных Колесниц! Это место нужно дотла испепелить! »
Нинурта кричал: «Позвольте Тем, Кто Сжигает, мне быть!» Возбуждённый Нергаль встал и начал кричать: «Города злодеев мы тоже должны огню придать, с грешными городами позвольте мне расправляться, после этого Истребителем называться!»
«Земляне, нами созданные, не должны пострадать; праведники вместе с грешниками не должны погибать» — я говорил им настойчиво. Нинхарсаг, что мне людей создавать помогала, своё согласие выражала: «Этот вопрос мы, боги, должны однозначно решить, людям мы не должны навредить» .
Ану из своего небесного дома за этими спорами внимательно следил. Ану, который участь каждого определял, из своего небесного дома голос подал: «Оружие Разрушения вы должны не больше раза одного применять, пусть место небесных колесниц перестанет существовать, но люди не должны пострадать» .
«Пусть Нинурта будет Тем, Кто Сжигает, пусть Нергаль Истребителем станет! » — Энлиль такое решение объявил. — « В тайны богов я должен их посвятить; тайное место хранения Оружия Разрушения я должен им открыть» .
Двух сыновей, одного - моего, другого - его, Энлиль в свои внутренние покои проводил. Нергаль, проходя мимо меня, свой взгляд отводил.
Увы! Я молча рыдал; на брата своего пошёл брат!
Неужели тому, что случилось давно, повториться опять суждено? Тайну Старых Времён Энлиль им открыл, Оружие Разрушения он в их руки вложил! Его применение вызывало ослепительное свечение и разрушение; все, чего оно касалось, в кучу пыли превращалось. Братья друг против друга стояли в том, что на Земле ни одна населённая область не пострадает, они клятву давали. … Теперь нарушена была эта клятва, как разбитая на бесполезные части фляга. …
Но тогда два сына, ликуя, из покоев Энлиля быстрым шагом вышли, за оружием отправились они. Другие боги возвратились в свои города; ни один из них не предчувствовал, что и их тоже постигнет беда!>>
Продолжение смотрите здесь: "Книга Энки (по З. Ситчину), ч. 4: история цивилизации ануннаков на Нибиру, и о начале проблем с её атмосферой "
Литература
1. Ситчин З. Потерянная книга Энки: Воспоминания и пророчества неземного Бога = The Lost Book of Enki: Memoirs and Prophecies of an Extraterrestrial god. — М.: АСТ, Астрель, 2010.
2. «Планета Нибиру: выдумка Захарии Ситчина, или реальность? » // ПетроПрогноз: история и политика, 2020.
3. Планета Нибиру: выдумка Захарии Ситчина, или реальность? (Часть 2: Немезида, Седна, Тюхе)
4. Планета Нибиру: выдумка Захарии Ситчина, или реальность? (Часть 3)
5. Потерянная книга Энки (Часть 1, отзыв от «официальной науки»)
6. Краткая история ануннаков (по книге З.Ситчина «Потерянная книга Энки»). Часть 1
7. Краткая история ануннаков (Введение З.Ситчина к «Потерянной книге Энки»), Часть 2
8. Краткая история ануннаков (Введение З.Ситчина к «Потерянной книге Энки»), Часть 3
9. Книга Энки (текст восстановлен Захарией Ситчиным по ниппурским таблицам), ч.1
10. Книга Энки (текст восстановлен Захарией Ситчиным по ниппурским таблицам), ч. 2