4 монструозные мысли из интервью фон Триера.
В декабре было обнародовано первое за несколько лет объемное видео-интервью выдающегося датского режиссёра Ларса Фон Триера. На протяжении часа автор «Рассекая Волны», «Идиотов», «Догвилля» и множества других знаковых картин ведёт ожесточенную борьбу с невозможностью вместить в куцый хронометраж нескончаемый поток мыслей о кино, литературе и современности. Осложняют само действо дефекты речи и тремор интервьюируемого, вызванные обилием в его жизни сильнодействующих антибиотиков. Зритель же, несмотря на некоторые внешние трудности, имеет редкую возможность в очередной раз убедиться в парадоксальной величине противоречивого и наполненного фобиями гения европейского кино.
Несмотря на очевидную попсовость персонажа в кино-среде, для широких масс он остаётся лишь взбалмошным скоморохом, этаким сальным трикстером. Выделил 4 главные мысли из сего интервью, которые, быть может, позволят кому-то иначе взглянуть на персону режиссера. Или, что к лучшему, подтвердят любые связанные с ним предрассудки. Для тех у кого не очень с английским - маст-рид!
1. Ларс объявляет о работе над финалом культового «Королевства».
Два сезона этого сериала подарили режиссеру всемирную известность и посодействовали возникновению интереса к его дальнейшим картинам. Наполненное мистическим колоритом «Королевство» превратило Триера в важнейшего датского режиссёра и предопределило его большую авторскую славу. Свежий сценарий, написанный за мучительные для автора 2 года, закончит, наконец, историю обитателей и работников зловещего Королевского госпиталя Копенгагена, наводнённого призраками и жуткими фантомами прошлого пациентов. Возвращаясь к истории, начавшейся и закончившейся еще в середине 90-х, Триер руководствуется, по всей видимости, опытом Дэвида Линча, возродившего «Твин-Пикс» спустя 25 лет после выхода финальной серии 2-го сезона. Впрочем, об этом дальше. А пока - ждем и знакомимся с оригинальным «Королевством» (там есть на что посмотреть).
2. Триер жалуется на препараты и неспособность самостоятельно писать сценарии и читать... Библию?!?
Он утверждает, что не мог в одиночку справляться с пишущими принадлежностями из-за резкого ухудшения моторики. Всему виной тремор, возникший от возросшего количества потребляемых таблеток и мучающий режиссера в последние годы. Ему даже пришлось пользоваться услугами человека, записывающего сценарий «Королевства» под его диктовку. Более того, режиссер столкнулся с проблемами с чтением. Заявляя о том, что его «подпитывает изучение больших романов», Триер рассказал о провалившейся попытке послушать Ветхий и Новый Заветы в формате аудиокниг. Тут же, правда, весьма едко воспользовавшись цитатой другого великого режиссера Луиса Бунюэля: «Слава Богу, я атеист». Для Ларса Библия – не более чем огромное поле для исследования, способ поиска уникального материала. Надеемся, что Триер преодолеет все свои проблемы и выудит из этой великой книги нечто по-настоящему ценное.
3. Режиссёр рассказывает о любви к Стриндбергу, Ибсену, Тарковскому и Линчу (от него он спрятался под столом!).
Триер никогда не скрывал своего пиетета к великим драматургам – Генрику Ибсену и Августу Стриндбергу. В этом интервью он в очередной раз сравнивает их между собой, утверждая значимость их трудов в контексте скандинавской литературной и театральной традиций. Их произведения по-прежнему производят на режиссера обескураживающее впечатление и заставляют его постоянно переосмыслять собственный подход к драматургии. Ну и, разумеется, ни одно интервью Ларса не обходится без упоминания Тарковского. На сей раз он подчеркивает значение цензуры, господствующей в Советском Союзе, на творчество Андрея Арсеньевича, умаляя достоинство его поздних картин, снятых за пределами СССР. При этом, разумеется, творящий в жестких рамках Тарковский привлекает Триера своим остервенелым стремлением контролировать каждый аспект производства и выхода фильмов. Для датского режиссера принципиальное значение имеет тотальная уверенность в том, что его видение будет досконально реализовано внутри сотворенного им художественного пространства. Это, кстати, важная часть творческого мировоззрения другого уважаемого Триером автора – Дэвида Линча. Ларса привлекает подход этого американского режиссера, эпатирующего публику своими неочевидными решениями и приемами. Однажды, Триер, под вдохновением от «Твин-Пикса» и «Синего Бархата», пришел на лекцию уже великовозрастного Линча, посвященную трансцендентальной медитации. Увидев своего кумира в окружении «странных людей», датский режиссер сбежал от встречи, спрятавшись под офисным столом и просидев там несколько часов. Вот насколько Триер, уязвленный давнишним игнором Бергмана и отрицательными оценками себя со стороны упомянутого Тарковского, боится разрушить созданный им же образ важных для себя художников.
4. Режиссёр с опаской глядит в будущее и предупреждает об опасности манипулирования сознанием через интернет. по предотвращению отрицательного влияния масс-медиа на подрастающие поколения.
Он отбрасывает всю свою иронию и начинает выглядеть всерьез озабоченным, когда дело касается дезинформации и дистанционного управления толпой. Триер предлагает вспомнить о необходимости обучения сетевой грамотности и посвятить часть школьной программы работе по предотвращению отрицательного влияния масс-медиа на подрастающие поколения. Он сравнивает современное производство новостей с созданием кино, когда точка зрения на происходящее определяется непосредственным авторским желанием. Всю современную повестку, по мнению Триера, программируют и лоббируют отнюдь не альтруистически настроенные журналисты. Видно, что режиссеру искренне страшно отпускать в этот мир собственных детей и их последующие потомства. И даже искусство, по его мнению, перестает помогать свободомыслящим людям бороться с неостановимыми негативными последствиями прихода эры глобальных сетей.
Подытоживая, хочется сделать смелое предположение, что те, кто подобно Триеру, отваживается противостоять общественному мнению и спокойно сформировывать собственные точки зрения на окружающую их реальность, смогут противодействовать всем грядущим катастрофам.
P.S. Вот само интервью (имеются английские субтитры)