Во многих псевдонаучных публикациях и около исторических фильмах начало войны показывают так: ничего не понимающие солдаты кое-как одеты, без оружия бросаются врассыпную, а за ними стоят заградотряды, которые всех расстреливают, поэтому наши поворачивает назад и начинают бороться. Несусветная глупость, но люди в неё верят.
Считается, что Советский Союз был не готов к началу войны. Да, не готов, но это не значит, что солдаты бежали со всех ног. С первых же дней Великой Отечественной войны совершались подвиги. Русский солдат показал немцам, что просто так поступить на свою землю он никому не позволит.
Гитлер планировал завершить войну за 2-3 месяца, максимум - пять. Это был план, который базировался на предыдущих успехах: Франция была захвачена за 14 дней, Польша - за 18, поэтому и Россию планировалось захватить очень быстро. К началу ноября 41-го года Гитлер хотел взять Баку и Батуми, но планам не суждено было сбыться ни к концу лета, ни к декабрю, ни позже.
Летом 41-го действительно были огромные потери, пленные, беженцы, расстрелы, дезертирство и паника, но если бы было только это. то действительно в августе немцы маршировали бы в Москве. Наши войска быстро пришли себя, начали планироваться контрудары, подтягиваться резервы, а главное, люди вставали на защиту Родины.
Всем нам известна история мужественного сопротивления Брестской крепости, чье название стало именем нарицательным, но мало кто знает тот факт, что ещё 22 июня 1941г. произошли бои в небе над Брестом. Четыре советских самолёта вступили в бой с восемью немецкими мессершмиттами. Один из наших самолётов был сразу же подбит , но несмотря на это продолжал сражаться и даже сумел сбить мессер. Здесь же, в небе над Брестом, был совершен один из первых воздушных таранов. Это к слову о том мнении, что в первые минуты войны авиация советского Союза была уничтожена, а лётчики в панике бегали по аэродрому. Наверное, такое было, но героизм никто не отменял.
Стойко сражались и наши пограничники. Немцы считали, что на погранзаставу они потратят около 30 минут, но многие пограничники держались сутками. Даже если они были плохо вооружены, по меркам большой войны , это были профессионалы, которые находились в постоянной боевой готовности, что позволило дать отпор немцами, который они ещё не получали.
Так, пятая застава 17-го погранотряда была обстреляна в 6 утра. Сначала началась артподготовка, а затем бомбёжка самолётами. Пограничники заняли круговую оборону, немцы начали наступать цепью в 7 утра, шли с трубками, близко друг другу. Пограничники подпустили их на бросок гранаты, а затем открыли огонь из имеющихся винтовок и пулемётов. Фашистам оставалось только забрать тела погибших и отступить.
Первыми героями Советского Союза начавшейся войны стали лётчики Жуков, Здоровцев и Харитонов, которые прикрывали Ленинград от налётов немецкой авиации. Здоровцев, рассреляв все патроны. пошёл на таран уничтожил вражеский самолёт. Харитонов, словно гонщик Формулы-1, аккуратно обошел немецкий самолёт и винтом отрубил ему воздушные рули. Жуков под конец боя совершил виртуозные прием военного пилотажа: своей машиной он прижимал немца книзу, пока тот не рухнул Псковское озеро.
Одним из примеров героизма стал Смоленск. Ещё в 17-м веке это был оплот русского сопротивления, именно Смоленск своей стойкостью вдохновил Минина и Пожарского на войну, когда в Москве семибоярщина уже приняла власть поляков. Так и в 41-м Смоленск опять встал нерушимый стеной на пути врага. Гитлер планировал взять город за 12 дней, но битва за Смоленск продолжалось два месяца.
Первые значительные успехи нашей армии были под Ельней, когда она освободила город. При этом в боях за Ельню немцы потеряли 45 000 человек. В боях за Францию, Бельгию, Голландию, Люксембург германская армия потеряла 45 774 человека убитыми, то есть под Ельней потери немцев сопоставимы с потерями за целый год войны в Европе.
Ну естественно нельзя не сказать про Брестскую крепость. Устаревшие укрепления позапрошлого века не могли представлять угрозы для мощного оружия 20-го, а люди могли. Неизвестно, кто написал на стене надпись: « Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина 20. VII - 41». Получается, что солдат провел в подземелье Брестской крепости уже месяц практически без пищи и боеприпасов. Немцы боялись заходить в крепость даже после того, как по факту она была взята. Каким-то чудом оборона продолжалось до августа. То и дело, словно зомби, поднимались по ночам чёрные тени и звучала автоматная очередь.
О героях брестской крепости узнали уже через много лет после войны и благодарить мы за это должны писателя Сергея Смирнова, который долгие годы пытался выяснить, кто же был последним в обороне крепости. Он рассказа об одном из защитников крепости, который вышел к немцам после нескольких недель обороны. Это был истощенный человек в лохмотья, который еле стоял на ногах. Но вышел он не сдаться, а посмотреть на бессилие немцев на нашей земле.
Благодаря Голливуду мы восхищаемся подвигом 300 спартанцев, который, кстати, является лишь только мифом, а ведь майор Гаврилов, возглавивший оборону Брестской крепости, под началом имел 400 человек - немногим больше, чем у царя Леонида, но только это действительно реальная история и реальный подвиг. Майор Гаврилов долго сражался, и уже полуживого его взяли в плен. Удивительно, но в плену он сумел выжить, после войны ему вернули звание, но лишь через 10 лет о его подвиге узнали, и он был награжден звездой Героя Советского Союза.
С первых дней войны немцам стало понятно, что просто так сломить сопротивление русских не получится. Так, генерал Блюментрит сказал: «Близкое общение с природой позволяет русским свободно передвигаться ночью. в тумане, через леса и болота. Они не боятся темноты, бесконечных лесов и холода. Им не в диковинку зимы, когда температура падает до -45. Сибиряк, которого частично или даже полностью можно считать азиатом, ещё выносливее, ещё сильнее. Мы уже испытали это на себе во время Первой мировой войны, когда нам пришлось столкнуться с сибирским армейским корпусом».
Позже немцы скажут, что и не представляли себе боевой мощи русской армии. Также они с трудом понимали масштабы нашей Родины, поэтому для них. живущих в условиях компактной Европы. просторы России оказались непроходимыми. Да, уж, господа, это вам не Европа. Да, скифы мы, да, азиаты мы.
Тот же Блюментрит говорил: «Поведение русских войск даже в первых боях находилось в поразительном контрасте с поведением поляков и западных союзников. При поражении даже в окружении русские продолжали упорные бои. Там, где дорог не было, русские в большинстве случаев оставались недосягаемыми. Они всегда пытались прорваться на восток, наше окружение русских редко бывало успешно».
Да, просчитались немецкие оккупанты. Русский Иван умеет не только лаптем щи хлебать, но, если надо, разорвёт за свою родину. Всем известен факт, что немцы очень боялись рукопашной, потому что в гневе наши были страшны, как никогда.
Да, нас боялись тогда, боятся нас и сейчас, потому что, как бы ни складывалась политическая ситуация, как бы нас ни старались принизить, русский человек всегда останется русским и восстанет из пепла, словно птица феникс.