Найти в Дзене
Documentary History

Наследие Франциска Скорины

1. Предисловие
На главной площади Московского княжества полыхал огромный костер, пламя пожирало книги. Глашатай громко зачитывал приказ великого князя московского. Признать библию привезенную купцом Франциском Скорины в московское княжество ересью. Толпа восторженно загудела, многие стали осенять себя крестами и только один человек в этой многоликой толпе не сдерживался, это был Франциск
Оглавление

1. Предисловие

На главной площади Московского княжества полыхал огромный костер, пламя пожирало книги. Глашатай громко зачитывал приказ великого князя московского. Признать библию привезенную купцом Франциском Скорины в московское княжество ересью. Толпа восторженно загудела, многие стали осенять себя крестами и только один человек в этой многоликой толпе не сдерживался, это был Франциск Скорина, тот самый купец который привез в Москву плоды своего многолетнего труда. Ему казалось что в пламени огромного костра гибнут не только его книги, но и он сам.

Биография великого просветителя средневековья Франциска Скорины полна загадок, о нем сохранилось всего не сколько упоминаниях в документах и 25 изданных книг, на каждой из которых странный символ месяц закрывающий солнце. Уже ни одно поколение ученых пытается отыскать новые факты его биографии, чем же притягивает их личность Франциска Скорины.

Он и книги печатал и сам писал предисловия для своих книг, не которые ученые полагают что он и сам гравюры изготавливал. В свое время были популярны слова, та эпоха нуждалась в титанах и пораждала титана, но и действительно мы это видим на примере Скорины.

“Избрал оставить в науке и книгах вечную славу и память свою” – Франциск Скорина, из предисловия к “Книге Иова”

2. Получение знаний Франциском

Весной 1525 года купец из Великого Княжества Литовского Франциск Скорина привез в Москву на продажу богослужебные книги. Москва встретила его сурова и он понимал почему. Здесь книги все еще переписывали от руки, не было типографских станков ни шрифтов ни красок для печати, он готов был поделиться всеми секретами технологий. Но попал под следствие, причина была в том что его книги сильно отличались от привычной библии. Они были меньшего размера и с картинками, кроме того на титульном листе размещался портрет самого Скорины, а это попахивало не просто ересью, а сделкой с самим дьяволом. Скорине грозила смертная казнь, но прежде иноземцу учинили допрос, откуда родом, где учился, какого вероисповедания.

Памятник Франциску Скорины
Памятник Франциску Скорины

Самая первая тайна наверное это место и дата рождения, место рождения мы знаем твердо это был Полоцк, сложнее с датой рождения, дата очень приблизительная.

В 1490 году случилось солнечное затмение его наблюдали жители многих городов. Но в Полоцке, всего на несколько минут луна закрыло солнце и в этот момент у жены полоцкого купца Луки Скорины начались роды. Через несколько часов появился мальчик его назвали Георгием и окрестили в православную церковь и были уверены что он пойдет по стопам отца. Но тот с детства проявлял способности к наукам сам выучился читать и писать. Но для того чтобы поступить в университет нужно было знать латинский язык и тогда отец принял решение отдать сына в католическую школу, но как быть с верой. Скорина считал себя в первую очередь христианином и он одинаково черпал идеи от православных отцов и от католиков. После крещения в католическую веру Георгий получил новое имя Франциск. В школу его приняли, учился он блестяще особенно легко давались языки, сдав экзамены экстерном Скорина поступил в Краковский Университет, в то время ему было всего 14 лет.

Краковский университет считался одним из старейших в Европе славился своей огромной библиотекой. Два года Франциск изучал свободные науки грамматику, логику, риторику, арифметику, астрономию, музыку и легко получил степень бакалавра, но останавливаться на достигнутом не собирался. У него была цель получить диплом доктора медицины, обязательно в Италии, в главном центре науки эпохи возрождения. Шесть лет ушло чтобы подготовиться к экзамену где Скорина жил все это время не известно.

“Не просил себе долгой жизни, ни душ врагов, но жаждал для себя только мудрости” – Франциск Скорина из предисловия к книге “Притчи царя Соломона”.

3. Первая его типография

19 ноября 1512 года мечта Скорины наконец то сбылась, он блестяще выдержал экзамены на степень доктора медицины, теперь перед ним открывались большие перспективы. Профессия доктора была уважаемая и востребованная, он мог стать личным доктором любого князя, либо монарха. Вначале 16 в. на родине Скорины в “Великом Княжестве Литовском” не было ни одной типографии, книги были исключительно церковными и переписывались они от руки, в монастырях.

За день монах успевал переписать лишь 34 страницы текста, а Евангелие создавалось на протяжение полугода, над 10 главам ( полный список библии) работали 5 лет. Так же было и в “Великом Княжестве Московском” книги здесь были рукописным и дорогими недоступными для простых жителей. В тоже самое время в Западной Европе благодаря создателю печатного станка, типографии существовали в 260 городах выпускалась не только духовная, но и светская литература, на латинском языке. А московиты и литвины, пользовались кириллицой, прекрасно понимали друг друга и потому Скорина решил открыть свою типографию и печать книги на церковнославянском языке в белорусской редакции.

В 1512 году Скорина переехал в Прагу ему казалось что этот город идеально подходит для воплощения в жизнь его мечты. Здесь существовала давняя традиция использовать библейские книги для воспитания граждан в патриотическом духе. Скорина был молод горяч и искренне верил что у него все получится, но все оказалось не так просто. Чтобы наладить печатное производство в Праге ему понадобилось долгих пять лет. Он сам готовил переводы взяв за основу пражскую библию, сам редактировал и даже научился вырезать кирилличный шрифт, денег катастрофически не хватало, иногда от отчаяния он готов был все бросить, но судьба оказалось к нему благосклонна. Когда личные сбережения почти закончились, он познакомился с виленским купцом, тому дело Скорины пришлось по душе и он помог ему деньгами. Работа в типографии продолжилась и 6 августа 1517 года увидела свет первая книга псалтырь.

-2

В предисловии к ней Скорина написал - “Я Франциск Скорина сын славного города Полоцка доктор лекарских наук повелел написать псалтырь русскими словами на славянском языке”.

Франциск издал эту книгу первой, не случайно обычно рукописный псалтырь использовался не только для богослужения, по нему изучали грамоту, а по мнению Скорины только обладая знаниями можно было достичь гармонии и с самим с собой и с окружающим миром.

Это был уже не просто допрос, а настоящий суд как он не будущий монахом посмел переводить библию и еще осквернять церковно славянский язык просторечием, какое право он имел поместить в священном писании свой портрет и как он католик посмел привести в православное государство книги написанные на территории подвластной римской церкви. Эта библия противоречит всем апостольским и отеческим уставам, эта ересь ее надо сжечь. Ну как объяснить этим людям что его главная идея просвещения и месяц закрывающий солнце на его гравюрах это не знак дьявола, а символ гармонии души.

Два года в Праге прошли для Франциска Скорины в неустанных трудах по изданию библии увидели свет книги Иова, притчи Соломона и т.д, в предисловии к каждой, Скорина подсказывал читателю какую из светских наук поможет выучить чтение той или иной части библии. Например чтобы выучить грамматику надо читать псалтырь, чтобы изучить логику надо читать притчи Соломона, ну и так далее. Считают что Скорина впервые переводит текст библии на белорусский язык, конечно такое утверждение спорное но однозначно то что он приближает церковно славянский язык библии к простому человеку.

Изданные книги были объединены общим названием - “Русская библия изданная доктором Франциском Скорины, славного города Полоцка, к почитанию бога и доброму наставлению простых людей”. В каждой книге имелось послесловие - предисловие, где Скорина кроме пояснений, не понятных церковно славянских терминов, излагал и свои собственные мысли.

А еще в книгах имелись красочные иллюстрации и портреты самого Скорины, это противоречило всем церковным канонам и православным и католическим. В то время в чешском королевстве началось преследование идеи реформации, а заодно и всех иноверцев в глазах католического духовенства. Библия Скорины изданная кириллицей ассоциировалась православием. Над типографией Скорины нависла угроза, ее могли закрыть все книги сжечь, а самого Франциска убить и Скорина принял решение переехать из Праги в Великое Княжество Литовское и перевести туда свою типографию. Это решение ему далось нелегко, дело было налажено и шло довольно успешно. За два года работы в пражской типографии были изданы 22 книги библии общим тиражом, в 2500 тысячи экземпляров.

4. Возвращение домой

Франциск Скорина вернулся в ВКЛ, в 1520 году и был приятно поражен переменами. Эпоха возрождения пришла сюда вместе с новой женой польского короля. Приехав в чужую страну она привезла с собой итальянских архитекторов, ученых, поэтов и писателей и это оказалось Франциске Скорине только на руку. Он легко нашел единомышленников среди влиятельных горожан люди предоставили для типографии один из своих домов, также они добились для издателя, специальной грамоты, которое давало право на торговлю книгами.

В 1522 году в виленской типографии вышло малая подорожная книга молитвенник для путешественника книга была маленького формата чтобы.

Скорина собирался печатать новую партию в марте 1525 года в Вильно случился пожар. Сгорело почти пол города в том числе и дом где находилась типография, печатный станок спасти не удалось, только книги. Скорина решил отправиться в Москву чтобы выручить денег на восстановление типографии, он был уверен что найдет там своего читателя, удобный формат, красочное оформление, все это играло в его пользу. Он погрузил книги на повозку, получил грамоту на право торговли и двинулся в путь.

Он возлагал на Москву огромные надежды но они не оправдались его не только не поняли и не оценили, а ещё и обвинили в ереси. Все его книги сожгли, от церковного суда и от публичной казни Скорину спас статус купца. Согласно договору заключенному между ВКЛ и Москвой, купцы этих государств были неприкосновенны. Но там на площади где полыхал костер из его книг, он пережил самую настоящую смерть ведь в эти книги он вложил всю свою душу, его унизили но не победили, в Москву он больше ни нагой. Положение Франциска Скорины оказалось безвыходным, он надеялся на друзей.

Прошу Вас если прочитали и есть какие либо пожелания, замечания. Отпишите в комментариях, всем спасибо.