Найти тему

«А почему так дорого?» или как фрилансеру определить цены на свои услуги

Оглавление

Одним из первых материалов становится текст про деньги, и это понятно: мы же сюда не на прогулку вышли.

Самый частый вопрос, который слышу и вижу — «сколько брать за свою работу» или «как правильно установить цены на свои услуги».

Не нужно быть экспертом, чтобы дать совет — берите столько денег, сколько вам нужно.

Можно больше. Меньше нельзя.
Photo by Aarón Blanco Tejedor on Unsplash
Photo by Aarón Blanco Tejedor on Unsplash

Почему не стоит занижать стоимость своих услуг?

Ответ довольно простой и лежит в плоскости извращённой человеческой психологии. В ситуации демпинга, с одной стороны, мы имеем фрилансера, который в процессе оказания услуги уже понимает, что продешевил («Ну а куда деваться, деньги-то нужны, не терять же клиентам…» и вот это вот всё) и начинает потихоньку «сливать» проект, потому что пора переходить уже к другому, потому что «деньги-то нужны…». С другой стороны у нас нарисовался хитровыученный заказчик, который торжествует, потому что «прогнул по цене» и продолжает нагибать дальше внутри проекта «по мелочи»: и ещё вот это, и вот то да пару-тройку вариантов.

Если этот порочный круг не порвать (а лучше не допускать его появление вовсе), то мы так и будем наблюдать с одной стороны творческой баррикады — «недооценённый талант», с другой — предпринимателя, которому попадаются только бездари и ленивцы.

Ну так как же определить стоимость своей работы?

Первый шаг (банальный) не сомневаться в себе и не сравнивать себя с другими. Сомнения и сравнения, пожалуй, — это главные враги фрилансера, как на этапе ценообразования, так и в дальнейшей работе.

Про сомнения есть простой совет:

«Сомневаешься — не делай. Если уже начал — не сомневайся».

Простое правило — все сомнения отбрасываются до определённого момента: можно установить временную планку, например, в год или финансовую — пока обороты не достигнут желаемых. Когда это произойдёт, сомнения примут совсем другую форму — анализа ситуации, возможностей, ваших сильных и слабых сторон, всего, что будет необходимо для развития бизнеса.

От сомнений и сравнений на первом этапе ценообразования нет никакой пользы: да, всегда есть те, кто пишет, рисует, создаёт дизайн и вяжет носки намного лучше ваших. Есть те, кто делает это быстрее. Есть также и те, кто делает это медленнее и по одному носку в год, но зато какоооому! Объединяет всех этих других людей одно — к вам они не имеют никакого отношения.

Рынок (почти любой) настолько велик, что всегда найдётся клиент под «ваш» бюджет. Впрочем, это уже отдельный разговор про правильное позиционирование или как не конкурировать с теми, кто «делает это за 300». Про позиционирование услуг фрилансера и отпозиционирование от других поговорим потом. Вернёмся к ценообразованию.

Если мы волевым решением отложили сомнения в себе на год и не сравниваем свои жалкие потуги ни с крутыми агентствами, ни с предложениями на всяких «юду», переходим к математике.

Шаг второй — сложите все свои ежемесячные расходы. Еда, одежда, кредиты, аренда, траты на домашнее животное не забудьте и платёж за взятый в кредит макбук тоже.

Обязательно учите в списке расходы на сервисы, которые будут участвовать в профессиональной деятельности: подписку на Адобе, аккаунты в Таргетхантере, на Адвего и Тильде (продолжайте список сами).

Когда мы поняли масштабы расходов, умножаем полученную цифру на 2 или на 3 (зависит от того, насколько далеко и надолго отброшены сомнения и неуверенность в себе).

Полученная сумма — наш целевой месячный доход.

Шаг третий. Теперь нужно определиться, сколько часов в день в течение месяца мы планируем работать. Будем реалистами и забудем сказки про два часа в день фрилансерской работы. Также стоит реально оценивать свои возможности: работать по 14 часов в день вы сможете… один день, не больше.

Остановимся на 6-8 рабочих часах в день, чтобы оставалось время ещё и на жизнь. Почему так мало, спросите вы? Ответ скрывается в «ошибке планирования»: при оценке объёма работ мы склонны занижать прогноз по времени, потому что не можем учесть все аспекты. Поэтому к целевым 6-8 часам в день так или иначе прибавятся ещё 2-3 часа, потому что дел в рамках проекта всегда оказывается больше, длятся они дольше, количество согласований вырастает — это и даёт прирост в затрачиваемом времени. Ваши клиенты могут об этом и не знать, но вы в своей стоимости часа (который на самом деле не час, а полтора) должны учесть.

Конечно, стоит отдельно поговорить о том, как фрилансеру эффективно выстраивать свой график, не пуская заказчиков и клиентов на территорию личного времени.

Мы определились со стоимостью часа, отлично. Теперь прикиньте сколько по времени будет длиться один ваш проект. Сделать это не так уж сложно и не важно чем вы занимаетесь — создаёте иллюстрации, разрабатываете сайты, настраиваете рекламу, пишите гениальные тексты — да, первая оценка будет скорее всего ошибочной.

Ведите журнал проектов, чтобы под рукой была статистика и средняя продолжительность одного заказа.

Подытожим: 1) сомневаются в себе неудачники, 2) сравнивать себя с агентствами мирового класса бесполезно — вам до туда как до любой заграницы в пандемию без ВНЖ, 3) на каждое предложение найдётся покупатель, 4) конкурируйте не ценой (о позиционировании услуг фрилансера поговорим отдельно), 5) отталкивайтесь от личных финансовых целей.

Итак, с ценой определились... Но что теперь делать с внутренним голосом, который со всей мочи орёт «Ты чтооооо!... За такие деньги у тебя никто ничего никогда не кууууупит!» (Спойлер: ничего, пусть орёт).