Red Hot Chili Peppers - одна из самых влиятельных альтернативных групп всех времён. Зародившая на панк-сцене Лос-Анджелеса в начале 80-х они медленно переросли звание крутой группы и стали любимчиками миллионов. За всё это время группа сменила множество музыкантов и испробовала множество стилей. Но одна вещь всегда оставалась неизменной - невероятный бас в исполнении Фли. Давайте посмотрим поближе на то, как именно он играет и что сделало его одним из самых прославленных басистов нашего времени.
За свою карьеру Фли не однократно доказал свою многогранность и изобретательность. Но вся суть его звучания - следствие двух главных влияний - фанка и панка. Фанк даёт краеугольный камень игры Фли - слэп.
Слэп - техника игры, изобретённая Лэрри Грэмом из группы Sly & the Family Stone, а также Луи Джонсоном. Вместо того, чтобы извлекать звук щипком пальцем или медиатором, басист, играющий слэпом агрессивно ударит по струне большим пальцем. Результат - более тяжёлый ударный звук.
И эти шлепки большим пальцем часто чередуются с подцепом струны обычно на октаву выше. Фли использовал эту технику в своих ранних работах и продолжает использовать её и по сей день. Вы можете услышать её на протяжении всего трека под названием "Dark Necessities"
Многие басисты использовали слэп и всё ещё делают это. Но когда играет Фли, он соединяет фанковое влияние с панком, то получается нечто. Бас в панке всегда острый и агрессивный. И Фли добавил скорости своему слэпу. Как результат - мгновенно узнаваемое звучание, которое вывозит некоторые ранние хиты Red Hot Chili Peppers, такие как "Higher Ground", на новое звучание.
Пожалуй, самый яркий пример - всё же "Nobody Weird Like Me". Такие басовые партии преобладали во всём раннем творчестве группы, но Фли начал отходить от них в релизе альбома "Blood Sugar Sex Magik". Этот альбом стал отличным проявлением ещё одной мощной стороны Фли - предоставление фона (контрапункта) для гитары Джона Фрусчанте.
Чтобы это звучало надлежащим образом, бас-партии Фли должны были стать более мелодичными. Послушайте как взаимодействует бас Фли и гитара Фрусчанте в песне "Mellowship Slinky in B Major". Две партии будто подпитывают друг друга и одинаково заканчиваются в конце каждого такта.
Бас Фли, гитара Фрусчанте и вокал Кидиса - все они создают разные мелодии одновременно. Это накладывание создаёт синкопу, делающую музыку более фанковой и выделяет Red Hot Chili Peppers среди других рок-групп того времени.
Подобное наслаивание мелодии работает и в драйвовых песнях, но Фли также создаёт мелодические партии в более медленных композициях. Просто послушайте "Californication", один из самых главных хитов группы.
Красивейшее взаимодействие между гитарой и басом в этой песне - основная причина такого огромного успеха. И в то время как между Фли и Фрусчанте происходит какая-то невообразимая химия, его связь с Чадом Смитом позволяет создать одну из самых лучших ритм-секций, которую рок когда-либо видел.
Послушайте как барабаны и бас идеально синхронизуются в фанковых куплетах "Aeroplane". Удары Чада Смита происходят буквально за мгновение до подцепов Фли. Этот небольшой промежуток создаёт синкопу, делащую песню настолько фанковой.
То, как Фли работает отличает со свокей группой отличается того, как делают это большинство артистов. Зачастую басисты в рок-музыке выполняют одну и ту же роль - обеспечивают гармоничную структуру, "каркас" для гитары и связь с битом.
Для басиста нет ничего плохого в игре в классическом ключе басиста, но то, что делает Фли таким великолепным басистом - тот факт, что он совершенно не ограничен традиционным пониманием о том, какими должны быть басовые партии. Просто послушайте как он медленно играет аккорды в душераздирающей песне "Don't Forget Me".
Или как начёт того, как его партия перепрыгивает по ладам через риф в песне "Around The World".
Бас в роке может иногда ощущаться как нечто запоздавшее, что используют просто для того, чтобы заполнить пустоту. Но только не бас Фли. Он всё время добавляет что-то новое и существенное в песни. Один из лучших примеров - разнообразие в песне "Hump de Bump".
В куплете этой песни Фли играет мощные аккорды с простейшим совершенством переклиниваясь с риффом Фрусчанте. А когда мы добираемся до припева, бас переходит в быструю фазу, полную стремительных переходов, переклинивающихся с вокалом Кидиса.
Весь "Stadium Arcadium" - это представление всего, что может делать Фли. В него входят и драйвовые рифы как в "Torture Me" и "She's Only 18", и классические слэп песни "Tell Me Baby" и "Storm in a Teacup", и даже красивейшие мелодии "Snow (Hey Oh)".
Но на самом деле вся карьера Фли полна поразительного использования своего инструмента и мы только начали рассматривать некоторые возможности. Если вы действительно хотите оценить творчество Фли, найдите какие-то по-настоящему хорошие динамики и просто погрузитесь абсолютно в любую песню перцев.