22 подписчика

Что такое SEO? Простыми словами о сложном. Основы SEO: продвижение сайта с учетом всех правил!!!

499 прочитали

Меня зовут Руслан Албаков и сегодня я расскажу о том, чем занимаюсь уже более 10 лет. У меня большой опыт в продвижении сайтов (смотрите портфолио) и поэтому в этой статье будет практика, а не теория.

У меня множество кейсов, которые подтвердят мой уровень в SEO. Со всеми ними можно ознакомиться на сайте https://albakoff.ru/
У меня множество кейсов, которые подтвердят мой уровень в SEO. Со всеми ними можно ознакомиться на сайте https://albakoff.ru/

Мою первую статью про SEO для начинающих просмотрели более 20 000 раз, а пошаговую инструкцию для специалистов среднего уровня по самостоятельному SEO-продвижению более 133 000 раз. Я точно знаю, о чем пишу и делюсь информацией с вами. Надеюсь получить обратную связь в комментариях! Итак, начнем!

Статья подготовлена простым языком и подойдет как для руководителей компаний, так и специалистам в области продвижения сайтов. Руководителям статья жизненно необходима, если они не хотят платить за воздух и получить максимум от SEO. Специалистам - подтянуть свой уровень.

О SEO много говорят, предлагают, придумывают мифы и сложности. И поэтому далеко не все могут объяснить, что это такое и как оно работает. Изначально сам термин SEO переводится как поисковая оптимизация или оптимизация сайта под требования поисковых систем. Но если капать глубже, то SEO - это оптимизация сайта под удобство и доверие пользователя, вашего потенциального клиента, с учетом требований поиска.

Разберем на примере:

Человек ищет какую-то информацию в поиске. Например, он хочет купить холодильник. Есть интернет-магазин, который продаёт эти самые холодильники. Им нужно продать товар. В руководстве интернет-магазина прекрасно понимают, что большинство покупок в Интернете совершаются благодаря поисковым системам. То есть человек идёт в Яндекс или Google, например, и вбивает там интересующий его запрос “купить холодильник” или же просто "холодильники".

Страница поисковой выдачи Яндекса по запросу "холодильники". Большинство пользователей кликнет либо по контекстной рекламе, либо по первым ссылкам естественной выдачи
Страница поисковой выдачи Яндекса по запросу "холодильники". Большинство пользователей кликнет либо по контекстной рекламе, либо по первым ссылкам естественной выдачи

Большинство посетителей просматривают выдачу первой страницы, то есть первые 10 сайтов + блоки с рекламными объявлениями. Скорее всего они найдут ответ на свой запрос и не будут идти дальше. И больше всего посетителей перейдут по первым 3 сайтам. Следовательно, если интернет-магазин окажется первым или одним из первых в выдаче по этому запросу, то к нему придёт большая часть из всех, кто хочет купить холодильники ✔

Это не просто трафик, это целевые посетители, уже “заряженные” на покупку. Человек уже ищет. Следовательно, у него есть деньги или понимание того, что их необходимо достать. Некоторые присматривают товар заранее, но это значит, что они могут вернуться и сделать покупку потом.

Конечно, всегда есть те, кто ищет информацию по запросу “купить холодильник” по другим причинам: кто-то сам ими торгует и хочет узнать цены, кто-то уже сделал покупку, а теперь желает понять, не переплатил ли. А кто-то — копирайтер или контент-менеджер, которому нужны характеристики холодильников конкретной марки. Но SEO-продвижение всегда ориентировано на основной поток. А большинство посетителей с таким запросом хотят именно что купить холодильник.

Таким образом, основа успеха — это добиться того, чтобы твой сайт оказался на нужных позициях по продающим запросам и удерживал данные позиции.

Тогда можно будет и зарабатывать:

  • продавая свои холодильники;
  • перепродавая холодильники от других производителей и получая доход на наценке;
  • перенаправляя целевой трафик желающих приобрести бытовую технику на другие сайты за оплату;
  • продавая холодильники и ещё что-то к ним.

И это — только самые основные способы заработка при нахождении сайта на нужных позициях. Ещё можно, например, раскручивать сайты по интересным запросам, а потом продавать их конкурентам. Вариантов очень много.

Причём тут SEO? При том, что именно поисковая оптимизация позволяет достигать высоких позиций по конкретным запросам, избегая бана от поисковых систем (если речь не про черное СЕО) и, что немаловажно, удерживать эти позиции в течение длительного времени.

Конечно, холодильники — это просто пример. Вы можете раскрутиться и продавать таким образом любые товары или услуги. SEO-оптимизация позволяет выстраивать личный бренд, делать конкретные идеи популярными, привлекать к чему-то внимание. Одним словом, задачи бывают очень и очень разными. Вопрос в том, какая у вас цель. Но если она связана с раскруткой сайта, то вам нужно SEO и специалисты по нему.

Принцип работы SEO

Чтобы понять, на каких принципах основано современное SEO, необходимо разобраться в том, по какому механизму всё организовано. Методы поисковой оптимизации постоянно меняются, улучшаются, видоизменяются и, наконец, усложняются. Когда-то оптимизация шла в основном по текстовым факторам. Наспамили ключевыми словами в тексте и ТОП ваш. Данная эпоха сменилась серыми методами SEO в виде закупки ссылок. И не обошлось без черных методов в виде накрутки поведенческих факторов (имитация действий пользователей). Но мы будем говорить про белое SEO. И тут активно используется всё в комплексе для улучшения сайта: и мета-теги, и графика, и видео, и подача информации иии многое-многое-многое.

Однако в основе всего — один простой механизм. И он связан с тем, как работают поисковые роботы. Итак:

  1. Человек обращается к поисковику и вписывает запрос.
  2. Дальше поисковой работ проводит анализ по этому запросу и выдаёт оптимальный, на его взгляд, результат. Конечно, анализ проводится раньше, чем человек даёт запрос. Он осуществляется постоянно, так как поисковые алгоритмы без конца обрабатывают массив имеющейся информации. А человек получает тот ответ, который есть у самого робота на момент обращения.
  3. Как определяется оптимальный результат? По нескольким факторам одновременно. Именно по ним оценивается сайт. Оценка идёт по нескольким критериям. Самое главное — это чтобы робот счёл, что именно на вашем сайте человек найдёт то, что ищет, и ваш сайт полностью отвечает на запрос. Тогда веб-страница получит высокую позицию.
  4. Задача специалиста по SEO — понять, по каким критериям происходит оценка роботом сайта. Их много, и они периодически меняются. Вводятся новые алгоритмы, ужесточается требование к контенту (причём “контент” в данном случае надо понимать широко, то есть это не только тексты, но и визуальный материал — картинки, видео, прочее). Всё строже оценивается структура сайта, скорость загрузки, юзабилити и прочее. Всё это влияет на позиции в выдаче.

Собственно, всё строится на том, чтобы привести сайт в оптимальное состояние. Но при этом не нужно создавать ресурс исключительно для поисковых машин. Вы должны помнить, что вам нужно не просто привести людей на сайт, а ещё и добиться от них нужной реакции, продать товар или услугу. Плюс поведенческий фактор сейчас имеет огромное значение. Поэтому вам надо создавать весь контент и для людей, для роботов. На этом строится SEO.

Достаточно придерживаться всех описанных принципов и улучшать свой сайт, чтобы стать лидером
Достаточно придерживаться всех описанных принципов и улучшать свой сайт, чтобы стать лидером

Основные принципы SEO

  1. Исключительно качественный контент, который не должен выглядеть для поискового робота искусственным. Если, например, у вас будет слишком много поисковых запросов в контенте, то вас могут просто забанить. Поисковики прекрасно знают, что их пытаются обманывать и вывести в топ продающие страницы, а не просто отвечающие на запросы потребителей. Но засилие продающих сайтов и рекламы отталкивает потребителей, которые начинают меньше пользоваться самими поисковиками или остаются так или иначе недовольны. В итоге идёт активная борьба между поисковыми система и оптимизаторами некачественных страниц. Из этого органично вытекает следующий принцип.
  2. Продвижение не должно быть топорным. SEO — это работа с сайтом для пользователя! Он должен видеть перед собой просто сайт с интересным предложением и удобным функционалом. То есть нежелательно, чтобы люди натыкались постоянно на грубые вхождения ключевых слов или другую топорную оптимизацию. Даже если сайт выйдет в ТОП, то возрастёт количество отказов — это быстрые уходы с сайта всего за несколько секунд. Когда таких уходов много, поисковые системы воспринимают это как свидетельство плохого качества сайта и понижают его в выдаче.
  3. Развитие. Без этого не обойтись. Поисковые системы постоянно внедряют что-то новое. И SEO-специалистам нельзя от них отставать. Надо изучать новые алгоритмы, следить за тем, за что банят и т. д.
  4. Постоянное улучшение сайта. Это не какая-то работа, которую можно один раз выполнить и успокоиться. Вам нужно следить за тем, что делают ваши конкуренты. Если ничего не будете делать, начнёте неизбежно терять позиции. Все логично, ваши конкуренты также хотят вывести свой ресурс в ТОП и предпринимают для этого всё возможное. Поэтому надо работать и улучшать свой сайт.
  5. Комплексный подход. Это один из базовых принципов. Чтобы SEO работало, нужно разобраться и с внутренними факторами, и с внешними. Контент, структура сайта, скорость загрузки, качество и уникальность дизайна, актуальность контента и многое другое — всё это имеет значение в комплексе.
  6. Грамотная работа с целевой аудиторией. Вы должны понимать, для кого именно создаётся ваш сайт, кому он нужен. Раскрутка сайта для всех, кому во всём мире нужны те же холодильники, не работает. Это слишком глобальная задача и требует соответствующих вложений. Поэтому вы должны отчётливо понимать сегмент.
  7. Грамотная локализация. При создании сайтов вы обычно ориентируетесь на какой-то регион (Россия или, допустим, город Ростов-на-Дону). И это должно учитываться при оптимизации.

Внутренняя оптимизация

Внутренняя оптимизация — это работа непосредственно с самим сайтом. Она включает в себя следующее:

  • Структура сайта на основе ключевых слов. Подбор семантического ядра (СЯ) — это ключевые слова, которые будем продвигать в ТОП. Собираются в зависимости от поставленных целей и от того, с какой аудиторией вы работаете. Далее все запросы необходимо сгруппировать. Для каждой группы запросов определить посадочную страницу.
  • Создание качественного контента. Это может быть уникальный текст, видео, картинки, аудио, перечисленное в разных комбинациях или даже всё сразу. При создании контента необходимо сделать вхождение ключевых слов, которые посажены на данную страницу.
  • Текстовая оптимизация сайта. Прорабатываем все важные зоны. Составляем Title, h-заголовки, формируем привлекательный Description. Готовим длинные и короткие тексты.
  • Технический аудит сайта. Исправление ошибок в коде. Проверка страниц на открытость индексации для страниц поисковых систем. Иногда владелец сайта начинает терпеть серьёзные убытки из-за того, что его рекламная кампания рассчитана полностью на конкретную страницу, в её раскрутку вложены серьёзные суммы, а кто-то просто забыл сделать страницы видимой для поисковых систем. Удаление всех дублей, то есть дублирующихся страниц. Анализ того, как именно сайт отображается на разных устройствах и браузерах.
  • Максимальное облегчение сайта по возможности без потери качества материала. Чем быстрее ресурс загружается, тем лучше.
  • Создание качественной мобильной версии сайта. С мобильных устройств идёт огромный процент трафика, поэтому игнорировать такое количество ЦА просто нельзя.
  • Проверка сайта на юзабилити и учет коммерческих факторов ранжирования. Работа с качественным визуальным контентом.
  • Работа над перелинковкой сайта.

Одним словом, сайт со стороны должен выглядеть функциональным, удобным, понятным, быстро загружающимся, постоянно доступным.

Внешняя оптимизация

Для продвижения сайта в поисковых системах необходимо накопление определённого количества ссылочной массы. Это означает, что на ресурс должны ссылаться с других сайтов. На заре SEO специалисты по оптимизации не особо смущались. Они покупали размещение ссылок на разных сервисах, причём приобретали их сотнями и даже тысячами. Никаких особых критериев для оценивания качества ссылки не было: годилось почти всё. Можно было оставить ссылку в отзыве, на любом форуме, на чужом сайте.

Сейчас это так уже не работает. Поисковые роботы не оценивают ссылки одинаково. Для них важно:

  1. Насколько авторитетен ресурс, на котором сослались на сайт;
  2. Идёт ли речь о явной рекламе или ссылку вставили органично, она уместно указывает на источник происхождения какого-то контента, например;
  3. Кто ваши соседи по ссылке :)

И сейчас уже нельзя наращивать бесконтрольно ссылочную массу. Если начать действовать старыми методами, ваш сайт очень быстро забанят. Поэтому наращивать ссылки сейчас необходимо так, чтобы робот воспринял это как естественный процесс. А лучше, чтобы это и был естественный процесс!

Поведенческие факторы

Раньше под внешней оптимизацией подразумевалось исключительно наращивание ссылочной массы. Однако сейчас всё большее значение приобретает работа с поведенческим фактором. Это означает, что потребители сами своим поведением (откуда и название) должны показывать, что данный сайт — именно то, что им и нужно.

Поведенческий фактор оценивается по ряду критериев:

  • последний клик со страницы поисковой выдачи;
  • регулярность посещений одним и тем же человеком сайта. Желательно, чтобы у ресурса сформировалось определённое ядро тех, кто на него регулярно заходит. Это будет положительно сказываться на результатах поисковой выдачи;
  • длительность нахождения человека на странице. То есть быстрый уход (отказы) — это плохо. Такое поведение потребителей показывает, что им предлагают не то, что нужно. Желательно следить за ростом отказов и стремиться уменьшать это количество;
  • большое количество разной пользовательской активности. В частности, люди не просто переходят на сайт. Если они оставляют комментарии, ставят лайки, делают перепосты, оформляют заказы и прочее, это позитивно скажется на выдаче такого сайта;
  • разнообразие источников трафика.

Поведенческий фактор имеет большое значение. С одной стороны, проще провоцировать реальных посетителей на активность. А это уже можно сделать разными способами.

Но!!! Последний клик со страницы поисковой выдачи играет ключевое значение. И многие игроки давно имитируют активность ботами. Как я вижу, на сегодняшний день поисковым системам сложно бороться с данным явлением. Искренне надеюсь, что скоро они найдут решение и данный фактор будет исключен.

Методы SEO-оптимизации

Ниже перечислены основные методы раскрутки. А если точнее, то группы методов.

Белые методы SEO-продвижения

Они получили такое название, потому что в этом случае продвижение сайта происходит естественным образом. То есть при создании контента учитываются требования поисковых систем и алгоритмов, но никакой искусственной подгонки под требования. Ссылочная масса тоже нарастает постепенно, по мере того, как всё больше людей в Сети узнают о вашем сайте. То есть всё органично.

Это хороший способ — забота о качестве контента, создание лучшего инфопродукта и т. д. Однако белые методы продвижения стоят дороже всего и никогда не дают мгновенного результата. Это самый долгий вариант раскрутки. Зато он же — наиболее безопасный.

Серые методы SEO-продвижения

Это сознательное манипулирование результатами поисковой выдачи с целью добиться достижения конкретного места (позиции). Собственно, большая часть SEO лежит именно в этой области. К серым методам относится и осторожная закупка ссылок.

То есть, безусловно, это искусственное создание впечатление того, что сайт идеально отвечает всем требованиям поискового робота. Однако если действовать достаточно осторожно, ресурс не получит бан. Поймать на таких способах реально, но и наказания не сильно жестокие. Исправившись, поиск снимет с вас санкции и вернет позиции.

Чёрные методы SEO-продвижения

К чёрным методам SEO относится всё, что представляет собой нечестную конкурентную борьбу. Некоторые способы продвижения сайта являются нарушениями требований поисковиков, а иногда и законодательства. Как правило, такие варианты продвижения позволяют быстро вытащить сайт на нужную позицию в Яндексе или в Google, но риск получить “очень долгий бан” тоже очень велик.

Самый популярный чёрный метод SEO на 2020-2021 год - это накрутка ПФ. То есть, имитация пользовательского поведения, которое демонстрирует, что люди отдают предпочтение конкретному сайту.

Выбор конкретного подхода — ваше дело. Но учтите, что методы отличаются не только моральной стороной вопроса, но ещё и рисками.

Этапы SEO-оптимизации

SEO-продвижение происходит по этапам. Нужно отметить, что разбивка на стадии сильно зависит от того, что продвигается — интернет-магазин, форум, личный блог, корпоративный сайт и т.д.. У каждого есть своя специфика и нюансы. Но в целом можно вычленить следующее:

  1. Формирование семантического ядра. В первую очередь вам нужно понимать, по каким ключевым словам будете продвигаться.
  2. Анализ конкурентов, общей ситуации по поисковой выдаче по интересующим вас запросам.
  3. Создание структуры сайта. Вы должны понимать, какие ключевые слова на какие страницы будут вести и видеть общую иерархическую структуру сайта.
  4. Внутренняя оптимизация. Сколько будет страниц? По каждой нужен текст, уникальные картинки, видео? Разумеется, необходимо подобрать ключи под определённые статьи, выставить к ним требования. И это — только по тексту. Остаются и другие зоны.
  5. Работа над техническими ошибками. Подразумевается удаление дублирующихся страниц, повышение скорости загрузки сайта, работа с кодом. Необходимо также проверить, всё ли поисковой робот видит на вашем сервисе. Большое значение имеет юзабилити сайта.
  6. Внешняя оптимизация сайта.
  7. Улучшение конверсии. Учет коммерческих факторов.
  8. Формирование фронта текущих работ. То есть дальше начинается решение фоновых задач — поддержание достигнута, анализ неудач, работа над ошибками, исправление, изменение подхода с учётом этого, повтор и т. д.

Инструменты SEOшника

Любой специалист в области SEO будет пользоваться определённым набором инструментов, как платных, так и бесплатных. Они позволяют подбирать ключевые слова, анализировать сайт, выявлять слабые места (и исправлять их). Речь идёт о следующем:

  • Яндекс.Метрика — аналог, только удобней анализировать трафик из Яндекса. Показывает конверсию, демонстрирует, по каким запросам больше всего переход. Даёт возможность анализировать целевую аудиторию. Для полноты данных используйте и Google Analytics;
  • Wordstat.yandex.ru — это бесплатный ресурс подбора ключевых слов (на основе данных Яндекса);
  • Screamin Frog SEO Spider — инструмент для парсинга сайта;
  • KeyCollector — платный и довольно мощный инструмент для многих задач. В основном используется для работы с семантическим ядром;
  • Advego Plagiatus — анализирует тексты по ряду параметров, которые имеют значение в первую очередь для поискового продвижения.

Перечислять все инструменты сеошника просто нет смысла, так как их слишком много. К тому же постоянно появляются новые программы, с помощью которых можно эффективно анализировать трафик, создавать ключи, изучать эффективность проведения рекламной кампании по тем или иным запросам и прочее. Главное, что у вас есть представление о том, что работа сеошника во многом сейчас зависит от того, насколько грамотно он подобрал для себя инструменты и как умеет ими пользоваться.

SEO и контекстная реклама

Это два разных инструмента по привлечению трафика. Нужно проверять каждый из них, чтобы понять, окупится или нет.

Обычно SEO и контекстная реклама рассматриваются как конкуренты. Но это не так. С помощью контекстной рекламы можно быстро получить трафик и проверить бизнес идею или новое направление. А SEO позволит уменьшить бюджет и сделать больший охват.

***

Грамотное SEO-продвижение сайта — ключ к успеху в большинстве случаев. Но для начала нужно разобраться в том, о чём идёт речь. Если вы не будете понимать хотя бы основы, вас могут начать обманывать все, включая SEO-специлаитсов. Поэтому вникнуть в базу однозначно стоит.