Многие родители задолго до начала поступления своего ребёнка в школу задумываются о его развитии. Водят ребёнка в различные секции, кружки, занимаются дома и т.д., чтобы успешно подготовить ребёнка к школе. Когда я работала педагогом-психологом в ДОУ февраль и март отводились на диагностику школьной готовности. Хочу поделиться с вами критериями школьной готовности с психологической точки зрения, возможно, многим родителям будет легче определиться с решением идти ли в этом году в первый класс, если есть возможность подождать ещё год, или скорректировать те аспекты, которые тормозятся в своём развитии.
Итак, выделяют три аспекта готовности ребёнка к школе: физический, специальный и психологический.
Физическая готовность — это функциональные возможности ребёнка и состояние его здоровья. Статус здоровья и его группу определяют медицинские работники по анамнестическим данным, занесенным в медицинскую карту ребёнка.
Специальная готовность — это умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в ДОУ, которые необходимы ему для освоения чтения, письма и счета. Многие учителя считают, что именно эти навыки необходимы, а иногда и достаточные для успешного освоения программы первого класса. Постепенная и настойчивая тренировка двигательных и сенсомоторных реакции, безусловно, принесет свои плоды, но при условии положительного отношения ребёнка к процессу формирования этих умений и навыков.
Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает в себя интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую, социальную.
Интеллектуальная готовность:
— достаточная дифференцированность сенсорной информации
— хорошая сенсомоторная координация
— способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, что закладывает основы аналитического мышления
— хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической формы
— достаточное развитие мелкой моторики руки
— овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонетического слуха
— начальное овладение символическими операциями
У старших дошкольников перечисленные функции и процессы развиты не в одинаковой мере, поэтому требуют психологической диагностики и правильной трактовки результата.
Личностная готовность определяется развитием мотивационной сферы, произвольное управление своим поведением. Значительным влиянием её становления является приучение ребенка в семье к положительному отношению к труду и формирование первичных трудовых навыков.
Диагностика личностной готовности самая трудная, так как требует оценить не только отношения ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе, но и его способность к произвольной регуляции своей деятельности и поведения в целом.
Эмоционально-волевая готовность. Формирование эмоциональной устойчивости является важнейшим условием готовности дошкольников к обучению в школе. Это поддержание необходимой работоспособности, требующей привлечения волевого компонента.
Таким образом, для дошкольника важны все аспекты школьной готовности, но особо значимой является психологическая. Даже если ребёнок в 6-7 лет не умеет читать и писать, но при этом обладает развитым волевым компонентом, то заслуженные успехи в учебной деятельности не заставят себя долго ждать.
Материал взят из книги Психодиагностика ребёнка. Каменская В.Г., Томанов Л.В., Драганова О.А. 2011г.