Найти тему

Интерес к исполнению решения суда

Мне нравится ездить в общественном транспорте. В мегаполисе он просто незаменим, поскольку можно быстро добраться до нужного места. На машине комфортно, но, во-первых, самому приходится рулить, во-вторых, нескончаемые пробки сильно действуют на нервы, когда, в частности, опаздываешь на судебное заседание, в-третьих, общественный транспорт, в конце концов, дешевле обходится. Да, на дальние расстояния я чаще всего еду на машине, порой общественным транспортом не добраться вовремя, но по городу удобнее и быстрее трамвайно-автобусным способом.

В один из таких будних дней я ехал в суд. В автобус зашёл пожилой мужчина и я решил уступить ему место. Он долго не соглашался, но моя настойчивость и резкие старты и остановки автобуса убедили его присесть на моё место. Мужчина долго благодарил и рассуждал на тему «молодёжь уже не та, не то, что в советское время», намекая на то, что я молодёжь и отношусь к лучшей её части. Я поблагодарил за комплимент, но не согласился с тем, что молодёжь совсем плохая. Да, уже не та, но это и понятно: времена меняются и вместе с ними меняемся мы. Привычка отстаивать свою позицию вызвала ситуацию спора, но не ожесточённого, а доброго, с улыбкой и даже смехом над обоюдными шутками.

Пожилой мужчина, его зовут Сергей Михайлович, предположил, что я юрист, раз так отстаиваю свою позицию. На это я ему ответил, что он не ошибся. Со словами «Вас то я и искал» Сергей Михайлович вышел со мной на моей остановке, хотя на самом деле ему нужно было ехать ещё долго. Он попросил уделить его юридической проблеме некоторое время, а затем он отправится по своим делам. Я предложил ему приехать в офис, чтобы в спокойной обстановке обсудить его вопрос. Но Сергей Михайлович был неумолим, сказал, что подождёт меня, чтобы после судебного заседания поговорить и угостить меня хорошим обедом. Я не стал спорить, поскольку его аргумент «я пенсионер, мне всё равно нечем заняться» меня убедил, и Сергей Михайлович проследовал со мной на судебное заседание, где он присутствовал как слушатель. Кстати, многие ходят на судебные разбирательства и законом не запрещено присутствовать в зале во время заседания, если, конечно, это не особая категория дел, где весь судебный процесс является закрытым.

Очередной комплимент от Сергея Михайловича не заставил себя ждать. После судебного заседания, которое закончилось вынесением решения в пользу моего клиента, мой потенциальный клиент сказал, что я «дрался» как лев. Я получаю удовольствие от свое работы, победы заставляют меня, как сказал Сергей Михайлович, драться как лев, но комплименты так и не научился принимать: всегда смущаюсь и говорю несуразицу (в этой связи постоянно ограничиваюсь словами благодарности, простым и понятным словом — спасибо).

Мы зашли в кафе под названием «Ташкент», и я понял, что на обед будут блюда узбекской кухни. Сергей Михайлович здесь был своим, его сослуживец был владельцем этого кафе и нас встретили с традиционной азиатской гостеприимностью.

Пока мы обедали Сергей Михайлович рассказал о своей проблеме. Несколько лет назад он купил внуку автомобиль, который оформил на себя. Спустя некоторое время Сергей Михайлович получил повестку в суд: оказывается автомобиль был в залоге у банка, поскольку приобретён на кредитные средства. Продавец, естественно, об этом не сказал. Да и Сергей Михайлович не проверял, в годы молодости был другой строй, а к пенсии жизнь не научила быть осторожным и опасаться мошенников.

Судебный процесс новоиспечённый владелец авто проиграл, суд встал на сторону банка и кроме того, что взыскал с продавца машины задолженность по кредиту, ещё и обратил взыскание на заложенное транспортное средство. То есть машину, купленные на честно накопленные деньги, должны были продать с торгов, а Сергею Михайловичу только и оставалось, что самому разбираться с продавцом и взыскивать с него свои деньги. К тому же суд вынес определение о запрете регистрационных действий со спорным автомобилем: Сергей Михайлович не мог его продать или подарить, то есть никаким образом не мог им распорядиться. Оставалось только кататься на нём до тех пор, пока судебные приставы-исполнители его не изымут и не продадут с торгов.

Чувство справедливости заставило моего клиента добиваться возбуждения уголовного дела в отношении мошенников, из-за которых возникла эта ситуация. После долгих обращений к следствию, жалоб на бездействие сотрудников предварительного расследования уголовное дело было возбуждено и более того, доведено до приговора. На скамью подсудимых попала группа мошенников, состоящая из работника банка и двух «перекупов» (на бытовом сленге перекупами, чаще всего, называют людей, занимающихся скупкой автомобилей по заниженной цене и дальнейшей перепродаже по рыночной, иногда завышенной цене). Эти люди по подложным документам оформляли кредит на лицо, которое даже не подозревало об этих действиях, на покупку автомобиля, и затем продавали автомобиль по прошествии нескольких месяцев под предлогом того, что машина владелице не понравилась. При этом в качестве будущего собственника и продавца машины выбирали только женщин, поскольку новая почти без пробега машина может быть только у женщин. Считается, что автоледи аккуратнее в управлении автомобилем, не часто ездят, что позволяет сохранить минимальный пробег и машина остаётся как новая в первые годы эксплуатации.

Приговор был вынесен, группа мошенников получила реальные сроки лишения свободы. Однако теперь свои деньги Сергею Михайловичу нужно было требовать с осуждённых, а не с продавца, поскольку автоледи деньги не получала и в этой истории проходит лишь свидетелем. Конечно же моему клиенту не хотелось требовать причинённые убытки с осуждённых преступников, поскольку получить их будет крайне тяжело: пока они будут отбывать наказание в исправительном учреждении, денег от них не дождёшься, а после отсидки эти люди вряд ли будут добровольно отдавать деньги или найдут себе официальную работу, чтобы постепенно расплатиться с моим клиентом.

Здесь требовалось придумать что-то другое. Первая мысль, которая пришла на ум, это возобновить судебный процесс, где банку удовлетворили его требования по обращению взыскания на транспортное средство. Это было возможно только в случае наличия новых или вновь открывшихся обстоятельств. Для этого я ознакомился с материалами гражданского дела, отфотографировав его, как говорится, от корки до корки.

Новыми обстоятельствами являются такие обстоятельства, которых на момент вынесения решения не было. Например, отменён судебный акт, на основании которого вынесен другой судебный акт. Вновь открывшимися называют те обстоятельства, которые существовали на момент рассмотрения дела, но не были известны ни суду, ни участникам спора. Например, в деле есть заключение эксперта, но впоследствии установлено, что оно является заведомо ложным.

Я написал заявление о возобновлении гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку мошеннические действия существовали на момент рассмотрения дела, это подтверждало добросовестность моего клиента. Но перед подачей решил ознакомиться с материалами дела ещё раз. Пролистывая фотографии на ноутбуке, я обратил внимание на тот факт, что исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда банк не получал. Я решил повременить с подачей написанного заявления и написал запрос в службу судебных приставов о наличии или отсутствии исполнительного производства в отношении моего клиента об обращении взыскания на автомобиль. Спустя некоторое время я получил ответ, из которого следовало, что исполнительное производство по решению суда не возбуждалось. Этот ответ в корне изменил стратегию по спасению Сергея Михайловича. Дело в том, что с момента вступления в законную силу решения суда об обращении взыскания на транспортное средство прошло больше трёх лет. Этот срок даётся взыскателю на принудительное исполнение решения суда. Поскольку банк не брал исполнительный лист и не предъявлял его к исполнению на протяжении трёх лет, то по истечении указанного срок он утратил возможность продать автомобиль с торгов.

В этой связи я написал другое заявление: о снятии обеспечительных мер в виде запрета на регистрационные действия с автомобилем. Суд удовлетворил нашу просьбу и снял с машины арест. Мотивация сводилась к следующему. Получение присуждённого по решению суда — это право взыскателя, а не его обязанность. Поэтому если по истечении трёхлетнего срока взыскатель не выразил желание получить исполнение решения суда, значит он утратил к нему интерес. В этой связи меры, принятые в обеспечение исполнения удовлетворённого требования, к которому утрачен интерес, должны быть сняты.

После вступления в законную силу определения суда о снятии ареста, Сергей Михайлович осуществил все необходимые манипуляции по снятию ареста в ГИБДД, а затем продал автомобиль, как он выразился — от греха подальше. Вырученные деньги отдал внуку для покупки другого автомобиля со словами «если что — ковыряйся сам». Не смотря на то, что внук любимый, Сергею Михайловичу дополнительные проблемы были не нужны, их хватило сполна.

С тех пор прошло много времени, а я до сих пор наслаждаюсь узбекской кухней в любимом кафе Сергея Михайловича «Ташкент», где мы встречаемся уже не как юрист со своим клиентом, а как старые добрые друзья.