Как же давно это было. Помню, в университете сидела в первом ряду. Спиной ощущала настроение аудитории. Убаюкивающая, скучная начитка материала, как правило, интереса вызывала мало. За спиной слышала гул, шушуканье, какое-то шуршание. Если преподаватели, что называется, копали вглубь, гоняли по темам, воцарялась мёртвая тишина. Но иногда студентов что-то всё-таки цепляло, и неожиданно разгоралась оживлённая беседа, даже спор. Участвовали практически все.
Ещё в те годы я поняла, интерес и внимание — вещи непостоянные. Добиться их от галдящей группы людей не так-то просто. Одни справляются за несколько минут, у других не получается вовсе. Опять же пример из моего студенчества: нашему преподавателю по философии, профессору, доктору наук, в этом не было рав ных. Сразу же забирал всё внимание. Изъяснялся тонко, изысканно и вместе с тем просто и доходчиво. Приводил доказательные примеры, метко и иронично комментировал, готовых ответов не давал, заставлял думать самих. На его парах всегда было много слушателей (в том числе и с других факультетов). Никогда, ни до ни после, не видела, чтобы студенты по окончании лекции аплодировали.
Конечно, мы уважали профессора, а он не переставал нас удивлять. На экзамене умышленно отгораживался газетой, давая возможность списать. Тем, кто решился отвечать без подготовки, сразу ставил «отлично» и отправлял восвояси. Остальных тоже не слишком задерживал. Просил отложить в сторону исписанные листочки («Хорошо, что вы всё изучили по билету») и задавал всего лишь по одному дополнительному вопросу. Этого хватало. В результате каждый получал по заслугам, вернее, по знаниям.
А вот преподавательница по диалектологии как не пыталась вызвать интерес к себе и своему предмету, расшевелить скучающую аудиторию так и не смогла. Кто-то спал на занятиях, кто-то отлынивал. Придиралась, требовала чёткие формулировки, проверяла конспекты. Но, увы. И учёная степень не помогла (видимо, дело всё-таки не в ней). Однажды мы сбежали с занятий всей группой. За окном шумела весна, изнывать от скуки две пары было невмоготу. Потом объяснялись в деканате, мол, перепутали аудитории.
Сколько же с тех пор воды утекло… Пришли другие времена. И мы, пожалуй, уже другие. А студенты? Изменились ли они? Кто-то считает, что нет — остались прежними, с характерными им юмором, одержимостью, позитивом. Иные утверждают — стали более мобильными, рациональными, практичными. Хотят всего и сразу. Как ни крути, компьютерный век не мог не внести коррективы. И с этим нельзя не согласиться. Новое поколение, наделённое «цифровым мышлением», нынче познаёт мир по-своему — через интернет-пространство, да и общается больше виртуально.
Сын моей знакомой учится на третьем курсе и уже имеет неплохой доход. Работает менеджером в «Инстаграме» — продвигает чужие профили. На занятиях появляется редко (нынешний учебный год не в счёт, из-за пандемии и так большей частью проходит дистанционно). Говорит: «Зачем впустую время тратить? Сколько полезного успел бы сделать, если б и в школу не ходил. А в универе можно договориться. Многим преподам и объяснять ничего не надо. Сами в соцсетях себя продвигают. Наш куратор даже добавил меня в друзья на «Фейсбуке».
Энергия молодых, нестандартные решения, яркие идеи… Это всегда было востребовано. А сегодня добавились ещё и новые формы взаимодействия. Обмен электронными сообщениями многое изменил, ускорил, порой даже раздвигая границы дозволенного. Преподаватель одного из крымских вузов показала мне переписку с заочницей, которая, по-видимому, привыкла общаться на короткой ноге:
— Добрый день! Не могли бы вы принять у меня зачёт? Заранее спасибо (студентка 4 курса).
— Все зачёты уже сданы. Как ваша фамилия?
— Семакова Инна. Я с другой группы, но хочу именно к вам. Можно?
— Это приятно, конечно. Но существуют определённые правила и расписание, обходить которые не имею права. Обращайтесь в деканат.
— А вопросы не скинете? Не могу найти. Ну, пожалуйста!
— Все необходимые учебные материалы выложены на сайте.
Как относиться к такому, казалось бы, дружескому общению? Поддерживать или всё-таки соблюдать дистанцию? Слышала разные мнения. Вот одно из них: «В наши дни не так просто наладить контакт с молодыми, которых уже ничем не удивить. Бывает, и времени личного не жалеешь, и не отказываешь ни в чём, а отношения не складываются. Уткнутся тридцать человек в гаджеты — не пробить! И при этом каждый претендует чуть ли не завтра на высокие стартовые зарплаты и стремительный карьерный рост».
Моя племянница (дипломница, заочное отделение) призналась: «У нас есть преподаватели, которых я обожаю: остроумные, креативные. К ним можно подойти с любым вопросом. А некоторые напускают на себя бог знает что, излишне придирчивы, требуют обязательного посещения. Если пропускаешь, валят на экзамене. Но и добренькими, считаю, тоже нельзя быть. Мы ведь — не мёд. С большими амбициями, претензиями, только и умеем — вытягивать знания из Интернета. Как правило, лень мозги нагружать».
Так ли это? И что ещё можно добавить в разрезе поднятой темы? За комментарием мы обратились к первому проректору Крымского государственного инженерно-педагогического университета им. Ф. Якубова Анжелике Лучинкиной. Вот что она сказала:
— Прежде всего хочу заметить: отношения преподавателей и студентов стали более динамичными. Сама жизнь к тому привела. Появилось множество источников информации. Цифровое пространство предлагает широкий набор возможностей даже в рамках одной дисциплины. Гаджеты стали незаменимыми помощниками и вместе с тем поглотителями времени. Поэтому мало передавать знания учащимся, нужно ещё учитывать особенности мышления современного поколения, в том числе клиповость, стремление к интеракциям, визуальность.
Сама молодёжь, в силу цифровизации общества и решения многих задач техническими способами, обросла инфантильностью. Ребятам, к счастью, не нужно ежесекундно думать о проблемах выживания и принимать самостоятельные решения. И если кто-то указывает на неуправляемость молодых, то это скорее вопрос не дисциплины, а психологической незрелости (взросление в наши дни сильно отодвинулось). Как известно, понятие добра и зла формируется ещё в детстве, выстраивается родителями. Именно оттуда и берёт начало отсутствие границ у наших детей. Что касается прагматичности, нынешние студенты живут в другой среде. Поэтому и романтика у них другая. И тем не менее они чаще, чем их предшественники, задают вопросы: зачем мы это делаем? Какой результат хотим получить? Что от этого изменится?
Глубоко уверена, что уважение молодых — ответное чувство. Они по-прежнему ценят профессионализм и человечность. Если я уважаю своих студентов — приложу все усилия, чтобы занятия приносили максимальную пользу. Цифровое мышление ко всему прочему имеет и массу плюсов: скорость, объёмность, охват. Однако задача преподавателя — не стараться соответствовать, а сопровождать молодёжь в восхождении на более высокий интеллектуальный уровень, не исключая при этом и взаимообучения.
Источник: «Крымские известия»
Фото Валентина ГУСЕВА и из открытых источников