Найти тему

"Тайная вечеря" - исчезающий шедевр, который мне удалось увидеть. Наши дети, возможно, этого сделать уже не смогут

Всем привет и спасибо, что заглянули на мой канал!

Сегодня я хотела бы отвлечься от последней поездки в Дубай и рассказать об одном из самых мощных впечатлений за всю историю наших семейных путешествий.

В 2019 году мы вместе с совсем маленьким Ваней прилетели в Италию, чтобы хорошенько обследовать север страны. Последние несколько дней было решено провести в Милане. Нет, шоппинг нас не интересовал. Все - ради одной-единственной картины. Хотя технически "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи и не картина даже, а фреска, украшающая одну из стен трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грация в Милане.

Не каждый турист знает, что трапезная с фреской не в красном здании (это церковь Санта-Мария-делле-Грация), а в небольшой трапезной слева.
Не каждый турист знает, что трапезная с фреской не в красном здании (это церковь Санта-Мария-делле-Грация), а в небольшой трапезной слева.

Попасть на экспозицию оказалось почти безнадежной задачей. За полгода до поездки я неделями мониторила сайт с билетами, но их не было. Совершенно случайно подвернулся 1 билет, от которого, похоже, кто-то отказался. Счастье!

Нет, главная церковь монастыря всегда открыта для туристов и совершенно бесплатно. По крайней мере, так было до короновируса. Судя по ее официальному сайту, ее двери открыты и сейчас. Однако сама фреска находится не в церкви, а соседнем, непримечательном на вид здании, где раньше была расположена монастырская трапезная (на фото слева). И вот туда-то билеты распроданы на полгода вперед.

Ученые считают, что наши дети скорее всего не увидят этого шедевра - он очень быстро разрушается, и уже через несколько десятков лет очертания героев "Вечери" будет сложно различить.

Несколько раз фреску пытались реставрировать - но стало только хуже, так как часть деталей была полностью стерта с картины. В конце ХХ века власти Милана окончательно бросили издевательство над шедевром и решили спасать его другим способом - значительно уменьшив пропускную способность выставки, разбив посещения на 15-минутные сеансы по 25 человек максимум.

Это тут же вызвало огромные сложности с покупкой билетов, ведь теперь нужно покупать билеты минимум за 3-6 месяцев до посещения в зависимости от сезона.

Вот так выглядела фреска вблизи, когда я ее увидела:

Фреска сегодня. Фото автора
Фреска сегодня. Фото автора

Шедевр бы прекрасно сохранился, если бы не банальная самоуверенность да Винчи. Как настоящий хулиган от искусства, художник решил пойти против традиций и писать фреску в собственной технике - не по влажной штукатурке, как было принято, а сразу "на сухую". Эта техника была удобнее для Леонардо, ведь в этом случае можно было переделывать фреску и вносить любые изменения, не боясь испортить картину. Влажная штукатурка не давала автору права на ошибку. Однако великий художник промахнулся, и уже спустя несколько десятков лет (а для фрески это просто мгновение!) были замечены первые возрастные изменения и трещины.

Занимательный факт, который я узнала из книги о Леонардо перед посещением выставки. Он был не просто гением, а гением непостоянным, метающимся от одного увлечения к другому. Он мог моментально увлечься и тут же бросить это начинание без сожаления, потеряв к нему всяческий интерес. Большинство его работ так и не были дописаны, и так бы случилось и с фреской, если бы не упёртость монахов и заказчика, герцога Сфорца, которые силой вернули сбежавшего Леонардо из Флоренции. Он, видите ли, разочаровался в работе и решив, что не надо отрабатывать задаток (весьма большой по тем временам), уехал, не сказав никому ни слова. Леонардо вновь принялся за работу, однако в отместку пообещал, что лицо настоятеля монастыря появится на фреске в виде... Иуды. Но это всего лишь одна из легенд.

Итак. Чтобы попасть в зал с фреской, нужно пройти несколько кордонов охраны. Впечатление - что ты идешь в очень охраняемый бункер. После досмотра сумок вместе с группой из других 25 посетителей я вошла в первый зал, за мной тут же закрылась автоматическая дверь и полностью изолировала нас с внешним миром - нет ни окон, ни открытых дверей (привет клаустрофобам!). Потом в полумраке открылась вторая дверь, и мы гуськом протопали в следующее пустое помещение. И так было несколько раз. Сделано это из-за безопасности или чтобы навести на посетителей еще больше таинственности, так и осталось для меня загадкой. Если вы знаете, напишите ответ в комментариях.

Но вот залы пройдены, и мы, наконец, входим в трапезную.

Несмотря на то, что фреска уже почти разрушена и некоторые детали полностью стерлись, "Тайная вечеря" произвела на меня именно тот эффект, который задумывался автором - полный шок и благоговение перед сюжетом и самой работой.

Вот так она выглядит с другого конца зала:

Фреска с другого конца зала. Фото автора
Фреска с другого конца зала. Фото автора

Обратите внимание на игру со светом - фреска как бы светится изнутри по центру. С какого бы ракурса я не подошла к фреске, эффект свечения по центру не покидал меня. И нет, это не из-за подсветки, это сделано рукой самого художника. Нечто подобное я испытала, когда спустя месяц посетила выставку Куинджи (по нелепому стечению обстоятельств, именно в тот момент, когда там украли картину). Но здесь впечатление было куда сильнее.

Вы наверняка знаете одну из главных конспирологических теорий, описанную в романе Дэна Брауна. Она гласит, что по правую руку Христа сидит вовсе не Иоанн, а Мария Магдалена. Но лично я в нее не верю по простой причине. Сам да Винчи был, как бы сказать, неравнодушен к мужскому полу, об этом написано немало текстов, поэтому идеалом мужской красоты для него служили юноши весьма женственного типа. Существует легенда, что прототипом Иоанна стал возлюбленный самого художника на тот момент. Так это или нет, но подобные изображения мужчин во времена да Винчи никого не смущали, ведь есть и другие примеры известных работ художников в подобном стиле. Главное - заказчики во главе с герцогом Лодовико Сфорца остались довольны.

А вот во что я верю точно: фреска "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи - главный шедевр мировой живописи. В этом у меня нет никаких сомнений.

Принцип "Золотого сечения", которому следовал Леонардо да Винчи, идеально работает на зрителя. Фигуры поделены по трое, в виде треугольников, а по центру - главный персонаж, сам Иисус Христос.

При выходе из зала вы натыкаетесь на другую фреску, руки Джованни Донато ди Монторфано под названием "Распятие". Он писал ее одновременно с Леонардо, но закончил гораздо раньше - всего за 10 месяцев (а не за 3 года, как да Винчи). Сохранилась она прекрасно и по ней можно судить, в каком состоянии могла бы быть фреска да Винчи, не отступи он от классического метода. Это тоже весьма интересная работа, и я с удовольствием потратила на нее пять минут из доступных мне пятнадцати. Но остальные посетители выставки прошли ее, даже не взглянув. А зря.

Фреска "Распятие" ди Монторфано. Фото автора
Фреска "Распятие" ди Монторфано. Фото автора

А какое произведение искусства вы считаете самым великим?

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилось, буду рада видеть ваш лайк и подписку на канал. До новых встреч!