Премьера фильма «Красотка» состоялась в 1990 г., но даже сейчас он остается в топах любимых мелодрам многих зрителей. Конечно, в этой картине привлекает простая история и счастливый конец, а также блестящий актерский дуэт Ричарда Гира и Джулии Робертс.
Но, как и многие хиты прошлого, в наше время «Красотка» воспринимается не так однозначно. Вы наверняка видели множественные разборы популярных фильмов о любви с точки зрения психологии отношений? Оказывается, в милых любовных драмах всё не так радужно и сахарно! Давайте поразмышляем, какие неправильные и даже вредные стереотипы может навязывать всеми любимая "Красотка".
О создании и реализме.
По изначальной задумке сюжет «Красотки» был гораздо драматичнее и реалистичнее: главная героиня Вивиан была наркоманкой, поэтому одним из условий ее работы с богатым клиентом был отказ от пагубной зависимости. А в финале миллионер, показав девушке красивую жизнь, высаживал ее из машины и бросал ей заработанные деньги. На них Вивиан с подругой поехала в Диснейленд.
Но затем сценарий купила студия Disney и существенно его переписала – а мы знаем, что эти ребята любят надевать на зрителей розовые очки. После этого, кстати, от ролей отказались Мишель Пфайффер и Аль Пачино. Режиссером стал Гэрри Маршалл – создатель ромкома «За бортом» с Голди Хоун и Куртом Расселом. Он добавил в фильм сцену, где главная героиня рассказывает о своей детской фантазии, где она была принцессой, которую спасает из башни прекрасный принц. Так родилась сказка о Золушке на современный лад.
Фильм сделал Джулию Робертс настоящей звездой и возродил карьеру Ричарда Гира. Иронично, что актер снялся в нем только из-за крупного гонорара, а свою славу когда-то получил за роль в «Американском жиголо», где играл работника эскорт-услуг.
Очередная Золушка.
Типаж главной героини – Золушки, которую спасает и ведет в светлое будущее прекрасный принц, плотно засел в сценариях. Простушка превращается в изысканную даму благодаря богатому ухажеру и живет припеваючи. У Вивиан, в отличие от сказочной Золушки, не было других шансов подняться по социальной лестнице, кроме удачного замужества. Кроме того, в отличие от сказочной принцессы, которая была родом из благородной семьи, она была максимально далека от высшего света, а ее воспитание и манеры оставляли желать лучшего.
На самом деле, конечно, не только Золушку можно обвинить в подобном поведении. Почти все принцессы Дисней так или наче отдали свою судьбу в руки прекрасных принцев и на этом остались довольны судьбой.
Кстати, "Красотку" в это плане можно сравнить и с и более циничной историей об Элизе Дулитл из «Моей прекрасной леди» (не только пьеса, но и фильм с Одри Хепберн к тому моменту считался классикой).
Так что, сиди и жди, пока появится принц и увезет тебя в прекрасный замок!
Романтизация работы в сфере эскорт-услуг.
Самая опасная вещь, которую можно найти в «Красотке» – это, конечно, романтизация работы девушек лёгкого поведения. Их работа очень опасна, а счастливый конец ждет одну из миллиона девушек. Остальные пострадают от рук клиентов и "работодателей", а также болезней и зависимостей, которые появляются из-за постоянного стресса и посттравматического расстройства. И даже когда девушкам удается выйти из этого бизнеса, за ними тянется шлейф общественного осуждения, которое их обесценивает. Даже в фильме, когда Эдвард проговаривается о том, где познакомился с Вивиан, его коллега пристает к ней, не считаясь с ее чувствами. В то время, как вначале фильма Вивиан со своей подругой выглядят очень даже воодушевленными и энергичными, собираясь на ночную смену.
Внешность – это главное.
Что изменилось в главной героине в конце фильма? Давайте подумаем. Точно! Прическа и гардероб!
В отличие от Элизы Дулитл, Вивиан не стремится изменить свою жизнь. Простая цветочница Элиза соглашается на преображение, чтобы открыть свой магазин. Она понимает, что ей нужно научиться этикету и правильной речи, чтобы привлечь клиентов. Более того, в оригинальной пьесе она даже уходит от своего Пигмалиона. То есть, девушка знает свои цели и идёт к ним, даже если нужно чем-то жертвовать, старается развиваться и становится лучше.
Вивиан живет в современном мире и возможностей реализоваться у нее гораздо больше, чем у Элизы, но она ими не пользуется. Даже когда у нее появляется благодетель в виде клиента-миллионера, она лишь пассивно ждет его решений. Почти единственным моментом, когда она проявляет свой характер, является культовая сцена в магазине, где она ставит на место надменных продавщиц.
Конечно, кино требует визуализировать внутренние изменения через внешность – именно так и происходит с обновленной героиней. Но мы почти не видим изменений самой Вивиан, поэтому кажется, что новое платье и прическа – это все, что нужно для новой жизни. Если у вас имеется хороший стилист – для вас открыты все дороги.
Денежные привязки в отношениях.
Несмотря на то что история отношений Вивиан и Эдварда Льюиса похожа на настоящую сказку, в ней имеет место быть (и очень значимое место) товарно-денежная сторона. И дело не только в контракте, по которому он покупает ее время. Свои чувства он проявляет через подарки; он вновь и вновь покупает не только ее внимание, но и ее чувства.
В самих подарках нет ничего плохого, но это формирует представление о том, что романтические отношения завязаны на материальном поощрении. В этом случае женщина обеспечивает эмоциональную связь, а мужчине достаточно порадовать ее очередным нарядом или украшением.
Но безусловно, несмотря на всё это, невозможно не любить "Красотку". Да, это кино – продукт своего времени. Чего еще ждать от мелодрамы 90-х? Но в каждом фильме, в каждой книге есть спорные моменты. Главное, обдумывать все с точки зрения своего опыта и отфильтровывать полезную информацию от откровенно вредоносной.
«Красотка» – культовый фильм, который открыл миру талант Джулии Робертс, а также стал источником вдохновения для мира моды благодаря отличной работе художника по костюмам.
Так что, я пожалуй пойду еще раз его пересмотрю.
А вы, если хотите, можете оставить и свое мнение.