Человек разумный всё планирует, прикидывает, рассчитывает, перепроверяет и изучает отзывы. Не покупаются с бухты-барахты автомобиль, квартира, стиральная машинка и т.д. Обязательно прикидываются все "за" и "против". Мы ищем по сарафанному радио хороших стоматологов, парикмахеров, ремонтные бригады и т.д. Потому что мы знаем, чего хотим, и чётко продумываем свои действия, чтобы получить именно желаемое, а не "кота в мешке".
Но почему-то "коты в мешках" иногда всё-таки попадаются, невзирая на все наши расчёты и покушаясь на наши деньги, время, нервы и здоровье. Почему? Скорее всего потому, что мы либо что-то не учли и не предусмотрели, либо завысили свои ожидания.
Мы вправе рассчитывать, что обещанное нам качество продукта оправдает наше ожидание. В случае с неодушевлёнными предметами (автомобилем, смартфоном, джинсами, сливочным маслом и т.п.) обычно так и есть. Но вот, когда дело касается человеческого фактора, нет никаких гарантий.
Отдавая ребёнка в школу, мы тоже имеем ожидания: первый учитель, которого мы с пристрастием выбрали, окажется лучшим специалистом; тщательно выбранная нами школа будет заявленного высокого уровня, поэтому наш ребёнок будет хорошо и отлично учиться. Разве так не бывает? Конечно, бывает. Но, к сожалению, не всегда.
Первый ощутимый удар может нанести количество учеников в классе. Оптимальное для успешного обучения количество детей - 15-17 человек. Но в государственной городской школе это практически нереально. Если в классе 28-30 детей, делите свои ожидания от качества уроков на 2. Ваш ребёнок будет усваивать и успевать в 2 раза меньше, чем мог бы.
Если у вашего ребёнка при этом трудности со здоровьем, обучением и поведением, либо в классе есть такой ребёнок (а то и не один), ожидания делите ещё на 2. То есть от ваших ожиданий останется лишь четверть, которая и исполнится.
Но схема работает и в обратную сторону: при поправке здоровья и поведения и при попадании в класс, где мало детей, успеваемость вашего ребёнка скорее всего заметно вырастет.
Мальчик Миша, имея диагноз СДВГ, три года в начальной школе плохо и нехотя учился. На лице его часто была скука и обида горькая на судьбу. Заметные сдвиги в учёбе и поведении появились лишь в четвёртом классе, когда лечение дало свои плоды, и концентрация внимания стала приходить в норму. И выражение лица поменялось со скучающего на заинтересованное и даже радостное. Захотелось учиться, сожалея о просиженных впустую трёх классах. А в классе - 28 человек.
Дальше Мишу отдали в частную школу, где в классе учатся 7 человек. Это же другое дело! Во времена сезонных заболеваний Миша бывал и один на один с учителем. Вот где раздолье для работы на уроке! Миша вошёл во вкус и выбился в люди в твёрдые хорошисты. И это не предел совершенству.
Этот пример говорит, что родителям нужно внимательно присматриваться к своему ребёнку, глядя как бы со стороны. Замечать его настоящие таланты и способности, настоящие трудности, а также реальное состояние здоровья и нервной системы. Не витать в облаках в розовых очках на носу, а оценивать ребёнка адекватно и объективно. И потом не требовать от него невозможных пятёрок или, наоборот, не занижать его умственные и физические способности ("Да что ты можешь-то? У тебя же руки-крюки!")
В общем, будьте аккуратны со своими ожиданиями от ребёнка. Он всё-таки живой организм.
Первого учителя часто тщательно выбирают. Это понятно. Но не всегда выбранный учитель оправдывает надежды, которые вы на него возложили. Может, не такой грамотный специалист, как вам обещали; не так общается с детьми, как вам рассказывали; не так держится за работу, как бы вам хотелось, и вообще может уйти в декрет или уволиться. Были случаи, когда учителя выбирали по фотографии в фойе: ой, такой улыбчивый, добрый, наверное. Потом не знали, куда бежать. (Статья "Как родители выбирают учителя 1 класса")
Школу тоже требуется выбирать обдуманно и по всяким важным параметрам. И это тоже понятно по-человечески. Сайт выбранной школы может быть распрекрасным по своему рекламному содержанию, а что там делается внутри, вы поймёте только со временем. Школа может превзойти ваши ожидания, а может не оправдать.
Комментарии: "Насколько мне известно, сейчас во всех классах установлены камеры, поэтому отследить факт хамства и любого другого вида недостойного поведения любого из участников учебного процесса легко. Что мешает это делать?" Видимо то, что далеко не во всех классах и школах установлены камеры. Ложное ожидание.
"Директору и завучу надо не сидеть в своих креслах, пересчитывая барыши от "сдачи на шторы", а поднять задницы и начать работать. Работать именно на результат, который по логике ожидаем от школы, а не на собственный карман". Ожидания логичны, но не гарантированы. Человеческий фактор-с! Мы рассчитываем на определённое (адекватное) поведение других людей, а получаем от них иногда обратный результат.
Кто виноват? Люди, неправильно себя ведущие, или мы, много ожидая от них, а потом разочаровываясь? Вопрос философский.