20,1K подписчиков

Илья Зданевич: всёчество, «заумный» язык и принты для Шанель. Часть 2

Творчество Ильи Зданевича до недавнего времени было будто в тени других звезд передового русского искусства начала XX века — Василия Кандинского , Казимира Малевича и других. Однако вклад Зданевича в развитие русского авангарда значителен. «Культура.РФ» рассказывает о творчестве писателя, художника и издателя.

Первую часть статьи — о футуристических экспериментах Зданевича, его «заумном языке» и статьях о творчестве Нико Пиросмани — читайте здесь.

Литератор широкого профиля

ИЛЬЯ ЗДАНЕВИЧ. ОБЛОЖКА КНИГИ «ОСТРАФ ПАСХИ». 1919. ИЗОБРАЖЕНИЕ: READYMAG.COM
ИЛЬЯ ЗДАНЕВИЧ. ОБЛОЖКА КНИГИ «ОСТРАФ ПАСХИ». 1919. ИЗОБРАЖЕНИЕ: READYMAG.COM

Писать стихи Илья Зданевич начал еще подростком: учась в тифлисской гимназии, он входил в группу символистов «Икар».

Взрослую литературную деятельность Зданевич начал как драматург тоже в Тифлисе, куда вернулся осенью 1917 года. С 1919 по 1920 год он опубликовал три драмы: «асЁл напракАт», «Остраф пАсхи» и «згА Якабы»; а в 1923 году, уже в Париже, вышла заключительная пьеса его пенталогии «аслааблИчья» — «лидантЮ фАрам». По оценке одного из главных специалистов по творчеству Зданевича, французского слависта Режиса Гейро, трагикомический цикл описывает превращения, которые происходят с человеком от грудного до взрослого возраста. А заумные слова раскрывают бессознательное множество смыслов обычных слов. Наибольшим успехом у тифлисской богемы пользовалась пьеса «асЁл напракАт», после которой Зданевич стал неофициальным лидером «левых» поэтов Тифлиса.

В начале 1920-х годов Зданевич перебрался в Париж. Здесь, уже под псевдонимом Ильязд, он завершил работу над романом «Парижачьи» (1923). Хронология 460-страничного сочинения укладывается всего в несколько часов, в течение которых четыре супружеские пары пытаются выяснить, кто из них и с кем друг другу изменял. Современные критики сравнивают «Парижачьи» с «Петербургом» Андрея Белого и «Поминками по Финнегану» Джеймса Джойса. При жизни автора роман так и не был опубликован, в отличие от следующего — «Восхищение», вышедшего в Париже в 1930 году. Главный герой «Восхищения», написанного в духе магического реализма, — молодой дезертир Лаврентий, бежавший из армии, чтобы совершать убийства и грабежи не по приказу, а в свое удовольствие.

В 1920-х годах Зданевич работал над повестью «Письма Моргану Филипсу Прайсу», основанной на переписке с английским писателем и путешественником. Зданевич познакомился с Прайсом в 1917 году в Турции, где они оба были военными журналистами. Их дружба и переписка продолжалась до самой смерти Прайса. Текст повести Ильязд использовал для романа «Философия» (1930), так же при жизни автора не издававшегося.

В 1940-е Зданевич снова обратился к поэзии, опубликовал несколько сборников сонетов, в которых смешались всёчество, сюрреализм и символизм — «Афат», «Письмо», «Раэль», «Приговор безмолвный».

Издатель и типограф

ИЛЬЯ ЗДАНЕВИЧ. АФИША ЛЕКЦИИ «НОВЫЕ ШКОЛЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ». 1921. ИЗОБРАЖЕНИЕ: READYMAG.COM
ИЛЬЯ ЗДАНЕВИЧ. АФИША ЛЕКЦИИ «НОВЫЕ ШКОЛЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ». 1921. ИЗОБРАЖЕНИЕ: READYMAG.COM

Первыми опытами Ильи Зданевича как типографа и дизайнера были заумные драмы тифлисского периода из цикла «аслааблИчья». Последняя в серии — «лидантЮ фАрам», вышедшая в Париже в 1923-м, — стала образцом и вершиной футуристической типографики. В 1925 году она выставлялась на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, в павильоне СССР.

Новый этап для Ильязда-издателя начался с публикации сборника сонетов «Афет» (1940), офорты для которого выполнил Пабло Пикассо. «Афет» — дебютная авторская работа Зданевича в жанре livre d’artiste (с фр. «книга художника»), который принято относить к категории высокого типографского искусства. «Книги художника» выпускались ограниченным тиражом, были рассчитаны, как правило, на ценителей, коллекционеров и создавались традиционными методами XIX века. В период 1940–1974 годов Ильязд выпустил более 20 книг в формате livre d’artiste с офортами и иллюстрациями Пабло Пикассо, Макса Эрнста, Марка Шагала , Анри Матисса, Жоржа Барка, Альберто Джакометти и других известных художников. По мнению популяризатора жанра Михаила Карасика, каждая из книг Ильязда содержала «бесценную графику», издания стали новым эталоном livre d’artiste в XX веке.

Друг Пикассо

ИЛЬЯ ЗДАНЕВИЧ И ПАБЛО ПИКАССО В КАЛИФОРНИИ. 1955. ФОТОГРАФИЯ: VOGUE.RU
ИЛЬЯ ЗДАНЕВИЧ И ПАБЛО ПИКАССО В КАЛИФОРНИИ. 1955. ФОТОГРАФИЯ: VOGUE.RU

С Пабло Пикассо Илья Зданевич подружился в конце 1930-х, их дружба продолжалась до самой смерти художника в 1973 году. Зданевич, дотошно инспектируя творчество своих современников, считал Пикассо единственным настоящим «всёком». Вместе с ним Зданевич создал семь книг в жанре livre d’artiste. При этом Ильязд остался единственным партнером, который имел право давать Пикассо «техзадание»: что, где и каким образом изобразить в книге. Пикассо нередко помогал Зданевичу и финансово, выручая в трудные времена.

Топ-менеджер, дизайнер и кум Коко Шанель

ЭСКИЗ ДЛЯ ФАБРИКИ «ТКАНИ ШАНЕЛЬ». КОНЕЦ 1920-Х. ИЗОБРАЖЕНИЕ: VOGUE.RU
ЭСКИЗ ДЛЯ ФАБРИКИ «ТКАНИ ШАНЕЛЬ». КОНЕЦ 1920-Х. ИЗОБРАЖЕНИЕ: VOGUE.RU

Сергей Дягилев в 1927 году познакомил Зданевича с Коко Шанель. На тот момент за плечами Зданевича уже был опыт сотрудничества с художницей Соней Делоне в качестве рисовальщика по ткани. Шанель назначила его начальником отдела рисовальщиков на своем текстильном предприятии в Аньере. Помимо прочего, Зданевич придумал новые узоры для фирменного джерси Шанель, разработав не только рисунок, но и структуру ткани, а также придумал новый ткацкий станок. С мадемуазель Коко у Зданевича были теплые, дружеские отношения; она стала крестной матерью его дочери, родившейся в браке с моделью Аксель Брокар. С 1933 по 1937 год Зданевич руководил заводом «Ткани Шанель». Этот период эмигрантской жизни для него был самым благополучным в материальном отношении — но лишь в этом: «Я опустился, — писал Зданевич Моргану Прайсу, — и стал обывателем» .

Автор: Евгений Мельников