Деформации, разрушения, взрывы и море крови, — прекрасное кино!
из кинорецензии
Ну вот и добрались мы до Дэвида нашего Кроненберга, будем препарировать паразита ибо все в нем предполагает зоологический (или даже энтомологический) интерес, от внешнего вида до творческого пути. Начнем с начала, но не с самого, поскольку снова, даже краем глаза увидеть его первый фильм «Crimes of the Future» снятый в 1970 году, для меня слишком невыносимо и практически равно самоубийству. Поэтому мы начнем с «Судорог» или по канадски «Shivers», снятом в 1975 году, заметно поумневшим Кроненбергом. Поумневшим, потому что за пять лет, чувак понял наконец, что просто выносить моск зрителям нельзя, а нужно выносить моск весело, динамично и желательно с голыми дефками, тогда возможно ему даже дадут тысяч двадцать на еще один подобный трэшак. Подобная схема практически даже исключала особого сюжета, но Дэвид решил сразу позиционировать себя как чертовски умного умника и залепил такую супер-идею, что от замыкания остановились все лесопилки, в радиусе 100500 миль от Торонто.
Во первых Starliner, это такой жилой комплекс расположенный на острове близ Монреаля, райончик включает в себя весь комплекс благоустройства плюс высокая степень безопасности. Но беспечные канадцы должны же задуматься что в современном мире (1975 год?) уже так просто не укрыться от прогресса, а беда может прийти с самой неожиданной стороны. Ведь сказано, услышал звон пробирок? – жди неприятности!
Ну что-же, опять врачи-вредители. Мало того что чокнутый профессор живет со студенткой, он еще и опыты на ней проводит, хочет подбавить молодому поколению сексуальности шалун, а вы думали откуда есть пошла сексуальная революция? Из Канады блин! Из жилого комплекса Starliner. И нихрена он ее новичком порошочками травить не стал, а пошел совсем по интересному направлению, он вживил ей в организм биологически активных слизней, потому по любому слизни это оченно сексуально, особенно когда эти сексуально-активные слизни инфицируют партнера методом рот в рот. Нет, ну возможно была предусмотрена и другая возможность, но о ней в картине целомудренно умолчали.
В общем, когда профессор понял что перестарался, он нахлобучил студентку, вспорол ей брюхо, достал слизняков и сжег их, а после пафосно перерезал себе горло тупым скальпелем. Чудак думал что исправил ситуацию, но он сильно переоценил свои умственные способности, а так же и сексуальную неотразимость. Пока дедан метался, дефка успела инфицировать еще пару десятков не очем не подозревающих любителей клубнички.
Таким образом, в считанные полтора часа экранного времени, частный харасмент перерастает в зомби-секс-апокалипсис все островного масштаба. Толпы инфицированных жильцов желают устроить безобразную оргию и переброситься лишними слизняками, что вызывает ужас у некоторых еще оставшихся в здоровом состоянии (тут кстати, как то сценаристы недоработали). И шо вы думаете, картина зашла на ура добропорядочным канадским обывателям, вот так они и знали что все эти шпили-вили до добра не доведут, а суровые лесорубы и мужественные игроки НХЛ, практически сразу определили круг ненадежного контингента, живущего в таких вот неоновых колхозах.
Продажная канадская пресса разнесла нечастный скай-фай в клочья, Дэвида выгнали из квартиры, заподозрив аморалку. Да что там, фильм взорвал канадский кинематограф, канадский парламент неделю обсуждал негативное влияние «Судорог», консерваторы возмущались, углядев издевательство над собственными фобиями, а либералы над собственными прогрессивными идеями. Но пялится на сисьге, тем не менее ходили все, в итоге «Shivers» стал одним из самых кассовых канадских фильмов всех времен, заработав аж 1млн канадских долларов. А Ридли Скотт спер идею для своего «Чужого». Через пару лет страсти поулеглись и Кроненберг стал подумывать повторить успех.
По большому счету, «Rabid» «Бешенная» это сиквел «Судорог», в картине Дэвид решил припечатать всех кто достал его два года назад, практически перейдя на личности. Это ясно уже с самых первых кадров, когда какие-то реднеки собрались развернуться прям посреди дороги на своей газели. А в них на полной скорости, на своем мотике влетает Чемберс, если кто не знал, Чемберс была тогда самой крутой порнозвездой «по ту сторону атлантики».
А дальше опять медицина, но уже более точечно – косметология! Интересно, было тогда уже известно про стволовые клетки? Короче, косметологи спасают Чемберс, но какой ценой? Впрочем все как бы при ней осталось, довольное лицо, сиськи, ноги, кое-что даже прибавилось, правда оценить этот новый орган мы сможем целиком ближе к финалу, и я даже думать не хочу, что это намек на трансов.
В общем дело было так, эта самая Чемберс, видимо по привычке, начинает клеить мужиков, а в момент первого намека на тактильный контакт, впивается в клиента жалом, расположенным у ней под мышкой и выпивает 2-3 литра крови, без всякого иносказания. В итоге пациент получает не децкую порцию бешенства (я бы тоже взбесился) и кусает всех подряд, уже где-то приближаясь к эталону нормального зомби-хоррора. Правда дальнейшее развитие сюжета неожиданно свернуло от привычного апокалиптического и об этом просто необходимо поведать миру.
К чему мы привыкли в подавляющем количестве зомбокалипсисов? Это хаос, беззаконие, тьма и тупик, а если и показан альтернативный путь к спасению, то он очень смутный и прячется в отдаленной местности. В «Бешенной» все по другому, тут есть очень решительный премьер, который изрекает свое веское слово: «Расстрелять!». А исполнительные органы, вооруженные автоматами и большим парком мусоровозов, тут же принимаются «косить» взбесившееся народонаселение. В итоге к финалу мы имеем практически полный контроль над пандемией, даже без применения масочного режима.
В ходе зачисток правда, пришлось пожертвовать прекрасной, доброй внутри, но бешенной на всю голову Чемберс. Порнозвезду просто выкинули в помойку, и это было еще по божески, в дальнейшем женским персонажам у Дэвида пришлось куда тяжелее. По ходу и сам Дэвид стал заметно терять сексуальный интерес к женскому полу, а его развод с женой совсем испортил характер, зато сильно взбодрил в творческом смысле.
«The Brood» или «Выводок» это уже совсем другой расклад, это вам не просто порнозвезда с жалом, дикая но симпатичная, это уже совсем отмороженная мамаша, находящаяся на излечении в психушке доктора Оливера Рида. В этом простом и незамысловатом сюжетном повороте кроется одна очень важная деталь. Дело в том, что Кроненберг от фильма к фильму не просто тупо эксплуатировал свою удачную тему боди-хоррора, он очень чутко следовал общественным фобиям и усложнял сюжеты, не взирая на голимый абсурд представляемых ситуаций. Кинокритики от такой наглости впадали в глубокий фейспалм, а после выдавали глубокомысленные объяснения с привлечением идей Гегеля, Ницше и Карла Маркса.
К 1979 году, как раз общество развитого потребительства с большим удовольствием хавало всякие гипнотизмы, полтергейсты и телекинезы. В принципе, осталось только совместить «больную мысль» и «боди-безобразие», что в общем-то прекрасно вытекает одно из другого. Еще одна составляющая сюжета – домашнее насилие, тема сейчас очень популярная во всем «свободном» мире, а в то допотопное время именно в Канаде усиленно продвигаемая.
В результате все сошлось в реально омерзительном фильме Кроненберга «Выводок». Тетьку в детстве поколачивала мамаша, а теперь у ней поехала кукушка, однако доктор Рид вместо штоб просто лечить больную амфитаминчиками, стал пробовать на ней свои «прогрессивные методы». В результате подобных антигуманных буржуазных опытов, тетькины не добрые мыслишки стали оформляться во вполне материальных мелких но злых гомункулов с молотками наперевес.
И это бы еще ничего, однако Дэвиду понадобилось еще наглядно показать именно «рождение недобрых мыслей», к слову последнее, увиденное мной еще в нежном возрасте на VHS , имело довольно сильное воздействие и надолго запало в неокрепший моск молодого строителя социализма. Как только после такого не стал пи...пративным?... И че удивлятца, что Дэвид таки стал…
На следующий 1980 год Кроненберг решил отделить мух от борща и снял «Scanners». «Сканнеры» это конечно ужастик и он вовсе не о хищениях на складе супермаркета, общеизвестные устройства маркетинга в прошлом веке должны были казаться сотонинскими штуками, а типы с подобными устройствами в мозгах, это просто зашквар.
Слухи о зловещих программах типо МК-ультра, делали свое дело, фарм-корпорации вызывали стойкое недоверие, молодежная контр-культура казалась порождением всех этих факторов. Кто знает, возможно все эти слухи имели реальную подоплеку?...
Фильм повествует о некотором количестве мутантов, способных силой мысли оказывать физическое воздействие. Сей феномен стремится использовать в своих интересах капиталистическая корпорация, ей противостоит организация молодых не подконтрольных сканнеров. В общем все по схеме «цветных революций», даже мимика «деятелей» в момент бурной работы мысли, сильно напоминает выступление «бунтаря» с трибуны.
В плане постановки фильм довольно заметно выгодней предыдущих, сюжет проще и яснее, экшен напряженней, а спецэффекты солидней, ко всему прочему фильмы Дэвида стабильно собирали и каждый новый собирал немного больше. Касса «Сканнеров» в итоге составила около 15млн и наверное в этот момент Кроненберг подумал о том что бы снять что-нибудь этакое для души, что бы там было «кровь-кишки-распидорасило»… плюс очень много непонятного андерграунда, что бы весь народ аж подавился, а критики изошли на говно. Думаю что первым подобным опытом стал «Видеодром», и это уже новый этап, а пока творец снимает свой самый успешный коммерческий боевик – «Муха» или по голливудски «The Fly».
Вообще, изначально проект «Мухи» как ремейк фильма 1958 года, попал в круг интересов 20th Century Fox в 1980 году, руководство студии внимательно ознакомилось со сценарием Пога, очень сильно хвалили, хлопали в ладоши и сказали что такая феерическая хрень нам нахрен не нужна. Подобной феерической хренью, через некоторое время заинтересовался Брукс, уже имеющий опыт производства феерической хрени («Человек-слон»). Трудно конечно сказать, но возможно Брукса сразила некая параллель от «Слона» к «Мухе» и он дал добро, хотя фамилию свою из титров попросил изъять, на всякий пожарный. Впрочем он зря переживал, фильм имел такой же феерический успех как и у линчевского «Слона».
Многие и сейчас считают «Муху» лучшим фильмом Кроненберга, я тоже так считаю, с небольшой поправкой что «Муха» лучший фильм Дэвида в его мейнстримном периоде коммерческих боди-ужастиков. Опять же тема энтомологии, Кроненберг и насекомые – пара неразлучная, а «Муха» – апофеоз нежной любви Дэвида и букашек, причем взаимной. Да, это вам не картонный спайдермен в трикошниках, Голдблюм делающий подъем с переворотом, а потом пускающий изо рта кислотные пузыри, просто прекрасен. И метафора картины тоже прекрасна, это же практически канадский Булгаков, с эпичными вопросами человеческой природы и самоидентификации.
Еще, пытливые критики углядели явный намек на актуальную в тот период тему СПИДа, правда сам Дэвид инсинуации решительно отвергал, однако представляется что в этих предположениях доля правды есть, слишком уж проблема была остра, а режиссер на тот период пошел в разнос и по слухам пользовал все возможные на тот момент ништяки. Собственно следующие двадцать лет творческой жизни, как раз и отразили все эти бурные опыты Кроненберга, однако это уже другая тема.