В марте 1675 г. государственными властями было дано указание на проведение межи между Колчеданским и Катайским острогами по устью Синары и речки Абызовки. В наши дни на этой реке можно увидеть полуразрушенный мост из бутового камня, построенный более ста лет назад. Весной в речке довольно быстрое течение, но к осени русло становится сухим. В словаре Даля говорится, что абыз – мулла, татарский поп. В 1682 г. приказчик Колчеданского острога Тимофей Жицкой подробно обмежевал земли вокруг острога. Деревни, расположенные по левому берегу Синары, должны были отойти данному острогу. 1683 год и считается условным годом основания Верх-Ключей. В книге Мосина А. Г. «Словарь Уральских фамилий» (2000 г.) и на сайте Оксаны Корневой «Узнай свои корни у Корневой» есть следующие сведения: Ключевская деревня, приход Сретенской церкви Колчеданская слобода, деревня Ключи (1695 г.), с 1860 года – село Верх-Ключевское. Даты образования Ключевской деревни нет.
В 1718 -1721 годах была проведена перепись ( I –я ревизия). Ключевская упоминается в пределах Колчеданского острога. В 1719 году в Ключах зафиксированы три двора (?). В деревне числятся:
Крестьянин Герасим Михайлов Молочков 45 лет
Кирилл Трофимов Тумашов 70 лет
Вдова Федотья Никитична
Бобыль Григорий Григорьев 35 лет
Епанешников
Никита Кондратьев 37 лет
Андрей Фомин Ветошкин 42 лет
Числятся также 2 драгуна.
Интересен факт, что в наши дни в Верхнеключевском Тумашовы и Молочковы – распространённые фамилии, есть Кондратьевы и Григорьевы. Конечно, появились и новые фамилии.
О времени возникновения деревень – погостов и первых их обитателях сохранилось следующее предание. В Даньковой (деревня располагалась на правом берегу реки Синары, напротив Верхнеключевского) первым поселился пришлец Даниил (Данька) Чащин. Про него известны следующие данные. В 1662 году пришёл в Катайский острог и поселился в деревне Синарской на реке Синаре Даниил Иевлев Чащин, уроженец деревни Чащиной на реке Лузе в Сольвычегодском уезде. Со временем деревня стала называться Даньковой по имени своего основателя. В 1719 году в Даньковой упоминаются 11 домохозяев, среди которых наиболее зажиточным был Григорий Артемьевич Чащин. Со времени образования двух деревень история Даньковой и Верхнеключевского тесно связаны.
В Бориной поселился пришлец из деревни Булыгиной Борис Титов; а в Ключах, получивших своё название от ключа, вытекающего здесь из горы, первым поселенцем был Нефёд Парамонов. Документального подтверждения этот факт не находит. Парамоновы не зафиксированы ни в 1719 году, ни в материалах второй ревизии 1745 года, фамилия в селе появляется позднее.
Ключ не имеет названия, впадает в Синару и является уникальным памятником природы. Он не замерзает зимой, а летом, в самые жаркие дни, вода здесь остаётся ледяной. Оказалось, что она имеет постоянную температуру + 3 + 4°. Напор воды в ключе мощный. Однажды группа мужчин села подсчитала, что в минуту вытекает 22 - 23 ведра воды.
Местная жительница Кудрявцева Нина Максимовна поведала легенду, которую передавали из поколения в поколение в Верх-Ключах.
Первый поселенец пришёл сюда в конце зимы или в начале весны, когда везде ещё лежал глубокий снег. Привлёк его шум ключа: вода зубы ломит, но на вкус приятная. Решил он обосноваться на приглянувшемся месте. Благо и лес тогда был под рукой. Поселился над ключом, на круче, стал рубить избушку, как тогда говорили, на пеньке. А то, что река находилась рядом, потом обнаружил, когда бурно зашумела она весной, с грохотом ломая лёд…
По воспоминаниям Михаила Андреевича Тумашова прямо на ключе раньше стояла деревянная, с куполом и крестом, часовня (часовня – маленькое здание для молений, богослужений с иконами, но, в отличие от церкви, без алтаря). Перед входом находилась икона с изображением Николая Чудотворца. А вокруг была вода. Сейчас от постройки не осталось и следа, но в семейном архиве Александры Максимовны Деревягиной сохранилась фотография 1953 года, на которой запечатлена часовня на ключе. Как говорили старые люди, в праздник Крещения, который празднуется верующими в январе, в часовенке освящали воду.
Давно уже нет в селе церкви и священнослужителей, а традиции остались. В крещенскую ночь, начиная с 12 часов и до утра, люди со всех краев села спускаются по заснеженным тропинкам к источнику за водой, почитая её святой и целебной. Самые смелые погружаются в колоду с ключевой водой. В 2006 г. рядом с ключом поставили поклонный крест в память о святости данного источника, и священнослужитель из Катайска отслужил молебен. Это добавило популярности, сейчас сюда на Крещенье люди семьями приезжают даже из Каменск-Уральского.
Местность около ключа, на самом деле, заселялась людьми в первую очередь. Именно здесь были сделаны важные находки. В 1997 г. Олег Никифоров в огороде откопал хорошей сохранности кистень весом 700 гр. Здесь же он обнаружил небольшое чугунное ядро. Ещё один кистень был найден Юрием Васильевичем Ушаковым. Третий кистень был найден на Боринской стороне Анатолием Безукладниковым при разборке каменной постройки. 1 копейку 1767 года в школьный музей принёс Вячеслав Молочков. Монету он нашёл в 2001 г. около дома Виктора Трефилова. В 1999 г. Галина Николаевна Никифорова нашла копейку 1790 года. Недалеко от ключа и в самом источнике найдены глиняные грузила для рыболовных сетей. В XVIII веке место около ключа было хорошо обжито людьми.
В феврале 1723 г. управляющий казёнными Уральскими горными заводами В. де-Геннин подписал указ о приписке по 600 дворов государственных крестьян к трём заводам: Уктусскому, Алапаевскому и Каменскому. К Каменскому заводу были приписаны крестьяне наших деревень.