Недавно в Одноклассниках мне написала старая знакомая. Сто лет не общались, и вдруг - с пожеланиями встретиться, выпить по чашечке кофе, и вдогонку вопрос - а не желаю ли я стать представителем Эйвон, сейчас как раз акция - набираешь заказов на определённую сумму, а тебе за это - набор и туалеточка.
С косметикой и прочими товарами этой марки отношения у меня не сложились сразу же, как я только их попробовала, но речь не о том. Видать, совсем тяжело стало собирать заказы - проще набрать новых адептов, заманивая их обещаниями скидок и подарков.
Я с 2006 года числюсь консультантом Oriflame. Когда-нибудь расскажу историю своего взлета и падения - как я чуть не стала директором в течение года и почему этого так и не случилось. А сейчас речь о том, почему, на мой взгляд, в современных реалиях заработать на сетевой косметике достойные деньги - история из разряда околонаучной фантастики. Опираться буду на Орифлейм, потому что знаю, о чем пишу.
Давным-давно, когда представителей этой косметики в России было раз-два и обчёлся, когда качественный и недорогой крем в магазинах было невозможно купить, когда женщины еще не были избалованы тем, что не они идут в магазин, а магазин приходит к ним, - в эти былинные времена устроить карьерный рост в компании было весьма просто. Люди охотно листали каталоги и велись на уговоры консультантов, делая покупки.
Знаете, какой мантрой предлагалось «добить» клиентку, которая никак не решается сделать последний шаг и купить уже что-нибудь?
«Не нужен крем? Не хотите попробовать новую тушь? Не пользуетесь помадами? Но в баню-то вы ходите?! Душ принимаете?! Голову моете?!» Никто не хотел прослыть грязнулей и покупал шампунь, гель для душа или мыльце. А там уже становилось проще раскрутить новоявленную покупательницу попробовать другой продукт и перевести её в разряд постоянных клиентов или вообще зарегистрировать в цепочку консультанток.
С течением лет те, кто успел в то время прочно занять места действующих менеджеров, вырастили снизу целую пирамиду новичков и оказались на вершине денежного потока. Им давно уже не нужно бегать с пачкой каталогов по учреждениям и организациям, теперь их кормит сама система. Кстати, я после регистрации попала в очень хорошую команду: меня обучали, просвещали, окружали заботой и помогали по первому зову. Не всем начинающим так везёт.
А вот тем, кто сейчас попытается окунуться в косметические сети, приходится туго.
- Во-первых, конкуренция вокруг немалая, каких только марок не появилось - на любой вкус и кошелёк.
- Во-вторых, распространители каталогов из долгожданных гостей превратились в навязчивых незнакомцев, в глазах которых вместо желания помочь женщине найти свою красоту светилась жажда скорой наживы.
- А в-третьих, большую свинью подложил всем - и клиентам, и распространителям - 2014 год, когда цены на всё рванулись вверх, включая и стоимость забугорной косметики.
Я помню, как прибавлялись у меня глаза от ценников в каждом новом каталоге - никакой суперобъемной туши не под силу сделать взгляд ТАКИМ открытым. Клиентура усыхала и терялась в туманной дымке: если раньше крем из элитной серии могла себе позволить любая рядовая учительница, то теперь эти странички пролистывала, зажмурив глаза, даже далеко небедная адвокатесса.
Вдобавок новая политика компании пересмотрела процент прибыли консультантов (в сторону уменьшения, естественно — с 30 до 18%) и программу начисления бонусных баллов, которые предусматривают всяческие льготы для представителей компании. Если раньше 1 ББ (балл бонуса) равнялся 30 рублям, то сегодняшнее соотношение сами можете увидеть на картинке:
Поэтому, чтобы сегодня заработать на привилегии, придётся суетиться и продавать намного активнее, чем вчера. И это еще не принимая во внимание возросших цен и отдалившихся покупателей.
Ещё небезынтересно сравнить между собой каталоги, ведь они совсем не одинаковые. Так, даже жители Европы видят их по-разному: во Франции один порядок распределения товаров на страничках, в Англии - другой, даже обложки различаются. Листайте:
Это всё обложка одного и того же каталога (по порядку) в Англии, Франции, России и Египте. Отличаются и номера каталогов, и даже даты, несмотря на общность периода продаж.
Отличаются и цены. К примеру, одна и та же тушь стоит по-разному в Украине. России и Египте. Причём в Египте она в 2 раза дороже, чем у нас. То ли египтянки уж очень уважают красить глаза (может, больше и предъявить-то бывает нечего, если муж чадру заставил носить), то ли просто живут побогаче нашего...
В Египте эта страничка каталога выглядит вообще по-другому. Основы под тушь в египетском каталоге я не нашла, а тушь - вот она, в переводе на рубли - 716 рубликов. И это еще со скидкой в 40%! Каково, а?!
Всех переплюнули ОАЭ. Видимо, реально здесь тушь ценится больше, чем помада: 79 дирхамов - это 1400 рублей, со скидкой в 49% от первоначальной цены. Ну или, опять же, богатые оне.
А это просто так, замечание на полях.))
Это - пара страничек (8-9) из каталога - внимание! - Франции. Там есть, конечно, странички и на французском. Но их не так уж много, как ожидалось увидеть. Комментарии, как говорится, излишни.
В текущем казахском каталоге на 8-9 страничке вот это:
А продукта, который предлагается клиенткам во Франции, в каталоге нет вообще! Ну и, собственно, казахского на страничках тоже как-то маловато...
Да и сам журнал совсем другой. Вот так выглядят каталоги стран СНГ, Англии и Франции на одну и ту же дату продажи: обложки разные, номера периодов разные, порядок расположения продуктов тоже отличается, исходя из чего можно делать выводы о наиболее и наименее важных в данной стране косметических продуктах.
Кстати, в США компании Орифлейм нет. Братья Йокники долго пытались завоевать тамошний рынок, пока с прискорбием не оставили бесплодные попытки.
Если тезисно отвечать на последние вопросы в сообщении Юлии:
- Качество косметики неплохое. Конечно, у всех свои запросы, да и раньше оно было лучше (и это не глупая ностальгия, всё действительно так и было, могу присягнуть под Орифламмой), но до сих пор компания старается держать марку. Правда, в последние годы ощущение, что на огромные просторы РФ, страны, приносящей аф Йокникам заоблачные прибыли, принялись сваливать какие-то отходы, на которые в Европе сказали: «Фу! Бе!»
- Меня лично привлекает то, что продукция не тестируется на животных. К примеру, кремы известной марки, которая начинается с буквы Л., тестируют на роговице глаза живых кроликов. Это жутко больно. Единственное - я не согласна со стоимостью этого всего.
- Вложения - минимальны. Набор пробников - желательная, но не обязательная начальная покупка. Вышестоящий менеджер сам с радостью предоставит любые товары и пробники для демонстрации. Только работай и приводи клиентов и новых консультантов.
- Трудозатраты - огромные. Тёплый рынок уже весь занят, а выходить на холодный - страшно, неуютно, абсолютно без взаимности и надежд.
- Спрос на Орифлейм ежегодно падает. Несмотря на все бодрые отчеты. И снова приведу в пример понизившееся качество кремов, туши, помад и парфюма: чтобы не сохранять прежние дорогие ингредиенты и не выставлять прежние же соответствующие цены, и сырьё берется похуже. И стоимость, опять же, пониже.
Так что выводы у меня такие: чтобы пробиться из рядовых распространителей косметики и БАДов в бриллиантовые директоры и в большой бизнес, придется приложить массу сил и времени. Причём времени может даже и не хватить, потому как силы закончатся раньше.
***
О том, есть ли вообще работа в интернете, писала здесь.