Найти в Дзене
Неуёмный старпёр

"Этот генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы"

Николай Фёдорович Ватутин на фронте
Николай Фёдорович Ватутин на фронте

Далеко не все знают, что Мариинский парк украинской столицы, одно из излюбленных мест прогулок киевлян, одновременно является и… кладбищем. И с ним связано немало трагических событий истории ХХ века.

Начало столь «нестандартному» использованию места отдыха положили «сечевые стрельцы» будущего создателя Организации украинских националистов Евгена Коновальца и будущего украинского диктатора Симона Петлюры, расстреляв в парке более 1600 рабочих завода «Арсенал» в начале февраля 1918 года. Вновь захватив Киев в декабре того же года, эти два «патриота Украины» избрали парк местом массовых расстрелов рабочих, интеллигенции, бывших офицеров, евреев и прочих «неугодных элементов». По воспоминаниям современников, Мариинский парк в январе 1919 был просто завален трупами: «в назидание» Петлюра запретил хоронить трупы расстрелянных Коновальцем.

Памятник рабочим завода Арсенал, расстрелянным карателями Петлюры и Коновальца в Мариинском парке Киева
Памятник рабочим завода Арсенал, расстрелянным карателями Петлюры и Коновальца в Мариинском парке Киева

Последнее же захоронение, отмеченное, как и первое, памятником, принадлежит освободителю Киева от фашистских захватчиков генералу Николаю Фёдоровичу Ватутину, погибшему от рук идейных наследников Коновальца.

Солдатами не рождаются

Николай Ватутин родился 16 декабря 1901 года в нынешней Брянской области в крестьянской семье, с 1915 по 1917 учился в реальном училище, потом снова выращивал хлеб, пока в 1920 не был призван в Красную Армию. Участвовал в боевых действиях против махновцев в Полтавской и Харьковской губерниях, потом учился в 14 Полтавской пехотной школе, которую закончил в 1922, получив должность командира взвода. В ту же голодную зиму умерли от недоедания отец, дед и младший брат Николая Фёдоровича.

Н.В. Ватутин в 1930-е гг.
Н.В. Ватутин в 1930-е гг.

Вплоть до 1937 служил на различных командирских и штабных должностях в Артёмовске, Луганске, Чугуеве, Чернигове, Ростове-на-Дону, Владикавказе, Новосибирске. За это время успел закончить две Академии, а в июле 1937 назначен на должность заместителя начальника штаба, а потом начальника штаба Киевского Особого Военного Округа. Из Киева военная судьба Ватутина привела в Генеральный Штаб Красной Армии.

От города Ленина до города Сталина

Фронтовая жизнь генерал-лейтенанта Ватутина началась 30 июня 1941, когда он с группой генералов выехал в Псков, где его и настиг приказ о назначении начальником штаба Северо-Западного фронта.

Задача перед фронтом, отступающим из Прибалтики в сторону Ленинграда и Москвы, стояла нелёгкая: не допустить прорыва немцев к этим важнейшим городам СССР. Под его руководством осуществлялись контрудары против войск одного из лучших генералов вермахта Эриха фон Манштейна. В результате этих контрударов немцы понесли тяжёлые потери на подступах к Ленинграду и были отброшены на 40 километров. За организацию сопротивления противнику в районе Новгорода и Калинина (ныне – Тверь) генерал-лейтенант Ватутин был награжден орденом Красного Знамени.

Генерал-лейтенант Николай Ватутин
Генерал-лейтенант Николай Ватутин

На должность командующего Воронежским фронтом Николай Ватутин попросился сам, вызвав удивление Сталина. Но эту просьбу поддержал начальник Генштаба Василевский, и энергичный генерал сумел постоянными контратаками вначале сковать боями в Воронеже и его окрестностях войска Манштейна, а потом и потеснить их. В результате напряжённых уличных боёв, ставших прологом к обороне Сталинграда, Гитлер не смог снять из-под Воронежа ни одного соединения для усиления войск, рвавшихся к Волге и на Кавказ. А когда пришла пора – Воронежский фронт ударил во фланг немцев, окружая 330-тысячную армию Паулюса.

После завершения окружения немцев под Сталинградом Ватутин возглавил Юго-Западный фронт, задачей которого было не допустить прорыва всё того же Манштейна к окружённым. Количество взятых фронтом в ходе этих боёв пленных равняется количеству пленённых под Сталинградом.

К Днепру и дальше на Запад

Военная судьба вновь свела Николая Ватутина и Эриха фон Манштейна на южном участке Курской дуги, где разгорелись наиболее ожесточённые бои. И вновь Манштейну пришлось отступать под ударами Ватутина. На этот раз – вплоть до Восточного Вала, как именовал Гитлер линию обороны по правому берегу Днепра.

Эрих фон Манштейн, так ни разу и не сумевший победить Ватутина
Эрих фон Манштейн, так ни разу и не сумевший победить Ватутина

Наиболее яркой страницей боевых достижений Николая Ватутина является Битва за Днепр. В полосе именно Воронежского (с октября 1943 – 1-й Украинский) фронта оказались Букринский и Лютежский плацдармы под Киевом. Первый из них рассматривался и Москвой, и Берлином как основной для освобождения столицы Советской Украины. К нему Манштейн стянул свои основные силы, и за месяц напряжённых боёв нашим войскам так и не удалось его значительно расширить. Тогда генерал армии Ватутин совершил уникальную операцию по тайной переброске целой танковой армии и нескольких корпусов под Лютеж. В результате в ночь на 6 ноября войска Ватутина заняли Киев и погнали немцев за Житомир и Фастов.

Гитлер был в ярости, и Манштейн предпринял попытку вернуть Киев, но, продвинувшись за месяц боёв на 30-40 километров, цели не достиг. Ответом Ватутина стало окружение и разгром немецкой группировки под Корсунь-Шевченковским. Последней схваткой двух генералов стала Ровенско-Луцкая операция в январе-феврале 1944, в ходе которой 1-й Украинский фронт Ватутина, освободив Ровно, Луцк и Шепетовку, фактически вышел в тыл группе армий «Юг» под командованием Манштейна и создал условия для освобождения всей Правобережной Украины. Но осуществил это за Николая Ватутина уже маршал Жуков, возглавивший 1-й Украинский после его ранения.

Судьба

29 февраля генерал Ватутин выехал в сопровождении небольшой группы офицеров в войска, и на окраине села Милятин их автомобили попали под обстрел сотни УПА, грабившей только что захваченный красноармейский обоз. Николай Фёдорович был ранен в бедро, а поскольку невозможно было сразу перевязать рану, потерял много крови. Впрочем, как посчитал оперировавший его Николай Бурденко, «Мы его, видимо, быстро сможем поставить на ноги, и он приступит к исполнению своих обязанностей». Генерал уже пошёл на поправку, когда у него неожиданно началась гангрена. Не помогла даже ампутация: 15 апреля Ватутин скончался, а 17 апреля был похоронен в Мариинском парке.

Памятник Н.Ф.Ватутину, осквернённый потомками его убийц
Памятник Н.Ф.Ватутину, осквернённый потомками его убийц

Николай Ватутин, так и не успевший получить звание маршала (решение о его присвоении было одобрено, но запоздало буквально на несколько дней) знаменит не только освобождением Украины и Киева. Ему дважды удалось сделать то, о чём всю жизнь мечтал Наполеон: повторить победу Ганнибала в битве под Каннами. Первый раз – руководя Воронежским фронтом в Сталинградской битве, а второй – под Корсунь-Шевченковским. Не зря же генералы вермахта дали ему прозвище «Гроссмейстер». И среди них был постоянный противник Ватутина, так ни разу и не победивший Николая Фёдоровича, Эрих фон Манштейн, которому Гитлер поручал наиболее ответственные операции. Разве это не доказательство того, что слова Наполеона, вынесенные в заголовок данной статьи, справедливы и в отношении Ватутина?

Любопытно, что за две недели до смерти Николая Ватутина генерал-фельдмаршал Манштейн был отправлен в отставку и до конца войны жил в своём поместье.

PS. После государственного переворота, совершённого на Украине потомками бандеровцев, памятник и могила освободителя Киева от их хозяев стали объектом регулярных актов вандализма. Оно и понятно: трусы, отличившиеся лишь убийствами мирных жителей и службой в охране концлагерей, панически боятся даже мёртвого генерала, даже памяти о нём.