Продолжаем знакомить вас с "Толкованием Символа веры" архимандрита Епифания Хаджиянгу из греческого города Флорина. Мы - издательство "Орфограф" подготовили к изданию первый том Толкования Символа веры из пяти. Общий объем этого необходимого каждому православному христианину труда - 1600 страниц, настолько подробного толкования Символа веры, где важнейшие догматические истины изложены простым, современным языком, ещё не было. Сегодня ещё один отрывок о древе познания добра и зла. Что же это было за дерево?
Начнём с древа познания добра и зла. Это было одно из самых обычных деревьев, росших в раю. И чем-то особенным от других деревьев в раю оно не отличалось. Чего-то плохого или особенного в этом дереве не было. В этом дереве не было ни смерти, ни зла.
Зло и смерть были не в дереве, а в преслушании, как замечает святой Иоанн Златоуст.
То есть, в этом дереве не скрывалась смерть, смерть скрывалась в преслушании, в преступлении заповеди Бога. Преслушание привело к смерти, а не плод какого-то дерева.
А также, нельзя сказать и о том, что плоды дерева познания добра и зла действительно давали бы познание того, что такое добро, и что такое зло.
Просто-напросто потому, что знание того, что такое хорошо, и что такое плохо, человек уже имел от Бога в себе, он имел это знание врождённым.
И, в зависимости от того, какую позицию занял бы человек по отношению к заповеди Бога не вкушать плодов от этого дерева, он приобрёл бы личный, собственный опыт добра и зла.
Итак, это дерево называлось древом познания добра и зла, по той причине, что тот, кто вкусил бы от его плодов, на собственном опыте приобрёл бы знание того, в чём состоит добро, и в чём состоит зло.
Святой Иоанн Златоуст также говорит о том, что Адам ещё до вкушения плода этого древа знал как одно, так и другое. Он, ещё до того, как вкусил плод от этого древа, знал, что такое добро, и что такое зло, потому что, когда Бог создал его, Он вложил в человека естественный закон—это тот самый закон, который мы называем совестью.
И, как говорит святой Иоанн Златоуст, Бог создал человека «самонаучаемым» (αυτοδίδακτος) в отношении познания добра и зла. То есть, у человека не было нужды, не было необходимости, вкушая плод, и посредством этого вкушения узнавать то, что, например, блуд — это плохо, это зло, а целомудрие—это хорошо, это добро.
Мы и так прекрасно знали это сами, для этого нам не надо было есть никаких плодов.
То есть, для познания добра и зла человеку не было необходимости во вкушении плода от этого дерева познания, не было такого, что до вкушения этих плодов человек не знал, что такое добро и что такое зло.
Знание как добра, так и зла было всегда в человеке — с самого его появления, он всегда знал, что такое добро, и что такое зло, знал это посредством своей совести.
«Что есть добро? Послушание. Что есть лукавое? Преслушание», - это также говорит святой Иоанн Златоуст.
И всё же, есть одно «но». Знание человека о том, что такое добро, и что такое зло было теоретическим. Что это значит «теоретическим»? То, что человек только в теории имел это знание, только в теории, а не на практике он знал доброе и лукавое.
У человека не было личного опыта этого познания добра и зла, у него было только теоретическое знание. Однако, когда человек вкусил от древа познания добра и зла, то он уже на собственном опыте узнал, что есть добро, и что есть зло.
«Когда человек, вкусив от древа познания добра и зла, был изгнан из рая и ниспал из райского блаженства, то он познал, что такое добро, и что такое зло более ясно», — это тоже слова святого Иоанна Златоуста. Вы поняли, что Святитель имеет в виду?
Когда человек вкусил плода от этого древа, то он более ясно, отчётливо, опытно узнал, что есть добро и что есть зло.
Я приведу вам один пример, чтобы вы поняли получше, что имели в виду святые отцы. Все мы знаем теоретически, пока сами здоровы, что здоровье— это прекрасно, а болезнь— это очень плохо.
То есть, мы знаем о том, что здоровье—это добро, а болезнь—это зло.
Все мы это знаем, даже если сами ничем не болели в жизни. Даже самые здоровые люди, которые никогда ничем серьёзным не болели, эту истину подтверждают и говорят, что прекрасная вещь быть здоровым и очень плохо болеть.
Однако, когда мы заболеваем сами чем-то серьёзным и оказываемся на больничной койке, то узнаём не просто теоретически, а на собственном опыте, «яснейшим образом», как говорит Иоанн Златоуст, что болезнь— это зло, что болезнь— это ужасно, и, что быть здоровым — великое добро и великое благо.
И тогда мы убеждаемся на собственном опыте в том, что должны сильно заботиться о своём здоровье, беречь его и за ним следить.
Это был пример, который, я думаю, может нам сильно помочь понять, что такое познание добра и зла. Дерево познания добра и зла, дорогие братья и сёстры, было самым обыкновенным деревом. И что были за плоды у этого дерева, по большому счету, не так уж и важно.
Дорогие друзья, понравился ли вам этот отрывок из Толкования Символа веры отца Епифания Хаджиянгу? Всё ли вам понятно в нашем переводе? Будем признательны, если вы поделитесь с нами своими мыслями в комментариях.
📧Пишите нам, будем ждать. С уважением, ©Издательство «Орфограф», 2021