Найти в Дзене
Психо-лайт

Как распознать эмоциональное насилие?

Если признаки физического насилия — например, синяки и ссадины — сами бросаются в глаза, то заметить последствия других форм жестокого обращения бывает гораздо сложнее. Иногда эмоциональное воздействие кажется очевидным при взгляде со стороны, однако сама жертва не распознает его или просто не считает сложившуюся ситуацию неприемлемой.
Оглавление
Больно? Значит, нужно лечить!
Больно? Значит, нужно лечить!

Если признаки физического насилия — например, синяки и ссадины — сами бросаются в глаза, то заметить последствия других форм жестокого обращения бывает гораздо сложнее. Иногда эмоциональное воздействие кажется очевидным при взгляде со стороны, однако сама жертва не распознает его или просто не считает сложившуюся ситуацию неприемлемой.

Эмоциональное и психологическое насилие — это образ действия, при котором один человек контролирует, ограничивает или запугивает другого. Подобное обращение обычно проявляется в виде указаний, угроз или реальных поступков, при этом эпизоды такого поведения могут носить повторяющийся или регулярный характер.

Информация о признаках эмоционального воздействия и характерных для его применения ситуациях позволяет трезво оценить обстановку и при необходимости обратиться за поддержкой.

Где все происходит?

Люди, склонные к жестокому обращению с другими, как правило, издеваются над теми, кто находится к ним ближе всего. Как правило, жертвой оказывается партнер.

Впрочем, психологическое насилие может встречаться в рамках и других отношений:

· с партнером по бизнесу или коллегой,

· с родителем,

· с прислугой,

· с близким другом, которому можно доверять.

По замечанию Национальной ассоциации взрослых, переживших в детстве жестокое обращение, эмоциональное и психологическое насилие иногда оказываются совершенно неуловимыми. Человек может даже не подозревать, что им манипулируют. Но такие ситуации тоже нужно непременно выявлять и пресекать.

Эмоциональная жестокость может принимать самые разные формы, но все они попадают в одну из нескольких категорий в зависимости от того, чего пытается добиться злоумышленник. Далее приведены наиболее часто встречающиеся из них.

Контроль

Контролирующее поведение — это всегда повод насторожиться. Вот несколько примеров того, как оно может проявляться.

· Требования или приказы, подлежащие неукоснительному выполнению.

· Единоличное принятие всех решений (даже тех, что перечеркивают планы партнера).

· Постоянное отслеживание местонахождения жертвы.

· Настойчивое требование регулярно звонить, отправлять сообщения или присылать фотографии, подтверждающие, что человек не лжет о том, где находится.

· Обязательные немедленные ответы на звонки и сообщения.

· Полный финансовый контроль (вплоть до ведения счета партнера или выдачи средств исключительно на карманные расходы).

· Тотальная слежка с изучением телефона, истории браузеров или контактов с окружающими.

· Запрет на использование или смену паролей к телефонам, аккаунтам в социальных сетях и электронным почтовым ящикам.

· Отношение к человеку, как к ребенку — указания, что есть, как одеваться и куда ходить.

· Окрики, зачастую являющиеся тактикой устрашения и способом продемонстрировать, кто главный.

· Использование страхов жертвы для манипуляции ею.

· Наказание за «дурное поведение» в виде игнора или навязывания ощущения, что подневольная сторона недостойна любви.

· Вручение нарочито дорогих подарков с оговоркой, что эти вещи могут быть отняты в любой момент, или в качестве напоминания о возможных потерях в случае разрыва отношений.

Стыд

«Садисты» нередко пытаются заставить партнера стыдиться своих недостатков или считать, что они намного хуже, чем есть на самом деле. Это может принимать разные формы.

· Нотации, касающиеся поведения жертвы и призванные убедить ее, что она ущербна или недостойна.

· Вспышки гнева , возникающие из-за невыполнения требований абьюзера. Здесь контроль объединен с навязыванием чувства стыда за то, что «не услышал(а)».

· Ложь. Причем наглая и совершенно неприкрытая в виде выдуманных отзывов друзей жертвы о ее «неподобающем» поведении.

· Избегание, замалчивание, а не решение проблем . При возникновении разногласий, например, «садист» может просто назвать партнера «сумасшедшим», перенеся всю вину на него и заставив стыдиться собственного мнения, что никак не ведет к урегулированию конфликта.

· Обесценивание трудностей и проблем партнера , критика за попытку якобы сделать из мухи слона.

Вина

Как правило, источником здесь служит чувство собственной уязвимости агрессора. Обвиняя других, он забывает о собственных изъянах.

Проявляться все это может по-разному.

· Ревность — это тактика насилия. Выговоры могут касаться эпизодов общения или «флирта» партнера с окружающими представителями другого пола. Кроме того, злоумышленник способен обвинять его в регулярном обмане.

· Принятие роли жертвы или «перевод стрелок»: «насильник» обвиняет пострадавшую сторону в том, что не сумел справиться с какой-то проблемой. Более того, он может даже попытаться поменяться с ней местами, заявив, что притесняют именно его.

· Провокации. Как правило, абьюзер знает, как разозлить партнера. Он может дразнить жертву до тех пор, пока не получит нужную реакцию, позволяющую затем обвинить ее в неуравновешенности.

Унижение

Львиную долю времени все действия и слова «садиста» направлены на достижение лишь одной цели: оскорбить жертву. Такое поведение может включать следующие поступки.

· Унизительные обращения — тупица, идиот и т. д. В случае ссоры абьюзер может попытаться прикрыться «сарказмом».

· Шутки или сарказм , которые, разумеется, могут быть инструментом комичного представления действительности, но только если они нравятся обоим собеседникам. Злоумышленники же скрывают под личиной сарказма уничижительные замечания. Если же жертва начинает обижаться, партнер поднимает ее на смех, обвиняя в «отсутствии чувства юмора».

· Оскорбительные прозвища . Да, в отношениях прозвища — в том числе и анималистичные — это нормально. Однако они не должны ранить адресата.

· Выставление на обозрение, публичные скандалы , затеянные исключительно ради того, чтобы заклеймить партнера, если тот выйдет из себя. А еще абьюзеры любят подначивать жертву или превращать ее во всеобщее посмешище.

· Покровительство, выражающееся в принижении другого человека за попытку научиться чему-то новому, или демонстрация того, что человек находится «не на том уровне».

· Издевательства над внешностью , причем на глазах у других.

· Измены ради унижения партнера или причинения ему боли, а также ради доказательства собственной востребованности.

Непредсказуемость

Иногда «насильники» превращают жизнь в хаос ради сохранения контроля над своей жертвой. Вот как это выглядит:

· внезапные радикальные смены настроения, например, от бесконечной ласки к слепой ярости с разбрасыванием вещей;

· взрывы эмоций;

· ссоры на, казалось бы, ровном месте;

· противоречивые заявления, следующие друг за другом;

· газлайтинг — например, отрицание фактов или внушение жертве, что она плохо помнит описываемые события;

· двуличность — мягкость на глазах у других и резкая моментальная смена после возвращения домой.

Изоляция

Те, кто склонен к жестокости, нередко стремятся изолировать своих партнеров от привычного для них окружения. Для этого они

· запрещают им проводить время с друзьями и родными;

· прячут ключи от машины, принадлежащей жертве;

· воруют, прячут или разбивают телефоны и компьютеры партнера;

· высмеивают или обесценивают друзей и членов семьи жертвы, из-за чего она не испытывает радости, проводя время с ними;

· заполняют собой все свободное время потерпевшего;

· запирают его в комнате или в доме.

Как быть?

Всем, кому опасность физической расправы угрожает прямо сейчас, нужно немедленно звонить в полицию .

Остальным жертвам эмоционального насилия следует искать помощь у специалистов, работающих на телефонах доверия . Как правило, такие линии доступны в режиме 24/7. Нередко подобные центры не только оказывают психологическую поддержку, но и содействуют реальному исправлению ситуации — предлагая адреса приютов и т. п. услуги.

Если человек не желает обращаться в соответствующие службы, ему стоит найти среди друзей и родных того, кому он сможет довериться . Даже простая беседа поддержит его и избавит от чувства одиночества.

Иногда людям кажется, что они могут справиться с ситуацией сами. Порой они пытаются «легализовать» ее, заявляя, что физическая жестокость еще хуже. Однако им не стоит забывать, что у эмоционального насилия есть свои долгосрочные эффекты, а кроме того, оно может оказаться предвестником физического воздействия.

В связи с этим, стремиться к выходу из создавшейся сложной ситуации нужно обязательно. Вот какие шаги для этого следует предпринять.

· Установить границы. Если постоять за себя не получается, лучше закончить отношения и порвать с партнером всякую связь, не позволяя себе даже заговаривать с ним.

· Изменить приоритеты. Если «садисту» удалось добиться от партнера полного самозабвения в попытках угодить злоумышленнику, то жертве нужно срочно избавиться от этой привычки и научиться ставить собственные интересы на первое место.

· Получить профессиональную помощь. Качественная специализированная помощь в виде индивидуальной или групповой терапии помогает жертвам выйти из замкнутого круга и почувствовать, что в подобной ситуации довелось побывать не только им.

· Разработать план побега из сложившегося положения. Укрепить решимость и взяться за дело при первом же удобном случае очень помогает общение с любящими и готовыми поддержать людьми.

Резюме

Психологическое насилие принимает самые разные формы, и обнаружить его зачастую значительно сложнее, чем остальные виды жестокости. Браться за собственное спасение нужно как можно раньше — сразу после обнаружения первых признаков. Для исправления ситуации подойдут любые доступные способы — как работа с профессионалами, так и общение с близкими людьми.