Всего в мире насчитывается около 44 000 аэропортов. Примерно 8400 из них - гражданские. И всего около 1100 - международные.
Большая часть из них построена недалеко от крупных городов, на ровном участке земли с удобными заходами на посадку, длинными взлетно-посадочными полосами и предсказуемой розой ветров.
Однако бывает так, что аэропорт строить надо, необходимо обслуживать большой поток туристов и путешественников, а с ровными участками земли туго, места не очень много, да и ветер непредсказуем. И тогда инженеры придумывают действительно уникальные решения, благодаря которым появляются интригующие, немного экстремальные, но безопасные аэропорты.
5. Аэропорт Принцессы Юлианы на острове Святого Мартина (Нидерланды) в Карибском море
Этот международный аэропорт, пожалуй, самый известный среди всех экстремальных аэропортов мира потому что здесь находится так называемый "Рай для споттеров". (Споттеры - любители фотографировать самолеты).
Дело в том, что торец аэропорта вплотную располагается к пляжу Махо, на котором и день, и ночь собираются не только любители загара, но и самолетов. При заходе на посадку самолеты пролетают всего в 10-20 метрах над людьми на пляже. Сложность для пилотов состоит не только в непредсказуемости прибрежных ветров, но и в длине ВПП - 2300 метров - самый минимум для приема больших пассажирских лайнеров.
Кстати, загорать на пляже Махо - не самая лучшая идея, потому что помимо громких звуковых эффектов, вас еще может снести и мощный поток воздуха.
Видео - аэропорт принцессы Юлианны - взлет и посадка самолетов
4. Аэропорт Гибралтара
Аэропорт с виду довольно обычен - имеет всего одну ВВП длиной 1829 м, то есть способен принимать самолеты класса Боинг 737 ( и подобные). И хотя аэропорт принадлежит ВВС Великобритании, он принимает регулярные пассажирские перевозки.
Однако при ближайшем рассмотрении мы видим странность - аэропорт находится всего в 500 м от города (что само по себе довольно опасно), но, самое главное - взлетно-посадочную полосу пересекает автомобильная дорога! "Перекресток" оборудован шлагбаумами и машины стоят на "красном" пока самолеты осуществляют взлет или посадку.
Дело в том, что аэропорт изначально был исключительно военным и имел более скромные размеры, однако, когда пришла пора увеличить ВПП для пассажирских самолетов, выяснилось, что проложить ее можно только сквозь авеню Уинстона Черчиля, ведь прямых и ровных участков суши в Гибралтере почти нет.
Обычно машины стоят на светофоре около 10 минут, самолеты прилетают около 7 раз в день, поэтому пробок особых не возникает.
К "перекрестку" добавляется еще и то, что ВПП обрывается прямо в море, а ветра, срывающиеся со скалы могут быть довольно неожиданные - все это добавляет очков к "экстремальности" аэропорта.
Смотрите видео о посадке самолетов в аэропорту Гибралтара.
3. Аэропорт Кансай, Осака (Японии).
Как известно, места в Японии не очень много, поэтому вполне логичным выглядит их решение построить аэропорт на искусственном острове.
Когда в 70х годах аэропорт Осаки исчерпал свои возможности к росту (он находился в густонаселённом районе и просто не мог расширяться), было принято решение перенести его туда, где самолеты не будут мешать жителям и сможет принимать международные рейсы круглосуточно.
Главным создателем нового аэропорта стал Ренцо Пиано - один из "отцов-основателей" стиля !хай-тек" и автор знаменитого центра Помпиду в Париже. Проектировщики предложили создать остров длиной 4 км и шириной 1 км, по форме напоминающий крыло самолета.
За два года (с 1987 по 1989) была построена огромная морская стена из бетонных кубов. Затем утрамбовали грунт на морском дне и возвели поверхность, возвышающуюся на 30 метров над уровнем моря. К 1990 году был завершен и 3х километровый мост, соединяющий остров с одним из районов Осаки.
Остров спроектировали таким образом, чтобы он уходил под воду по мере оседания грунта. Однако скорость проседания оказалась выше расчётной. Поэтому в 1994 году пришлось проводить дополнительные манипуляции с укреплением грунта.
Несмотря на сложности аэропорт Кансай начал функционировать в 1994 году. За это время он успел пережить разрушительное землетрясение в 1995 году и тайфун в 1998 году. Благодаря продуманной конструкции аэропорт не пострадал.
А в 2007 году рядом насыпали второй остров и проложили новую ВПП. Новый остров выше первого на полметра, однако, со временем их высота сравняется.
Этот удивительный аэропорт находится не только во всех рейтингах экстремальных аэропортов, но и многократно признавался одним из лучших международных аэропортов мира.
Видео - посадка в аэропорту Кансай (вид с самолета)
2. Аэропорт имени Криштиану Роналду на острове Мадейра (Португалия) в Атлантическом океане.
Мадейра - вулканический остров, вся его территория покрыта горами. И найти ровный участок земли длины, необходимой для приземления больших самолетов, очень сложно. До 2000 года длина ВПП здесь составляла всего 1600 метров, но позже была реконструирована до 2777 метров, что позволило принимать самолеты туристического класса (включая Боинги 787).
Инженеры предложили элегантное решение - эстакада на высоте 50 метров поддерживается на 180 столбах диаметром 3 метра каждый. Край ВПП находится практически над самым морем. Однако сложность состоит еще и в том, что при приземлении пилоту необходимо сначала держать курс прямо в гору, а затем резко повернуть на 90 градусов.
Мне, можно сказать, повезло - когда я была на Мадейре, сложностей при посадке не было никаких. Но вот при взлете... - довольно неприятные ощущения испытываешь, когда самолете едет по самому краешку ВПП, за краем которой обрыв. Пожалуй, аэропорт Мадейры - самый экстремальный аэропорт Европы.
Посадка в аэропорту Мадейры - видео
Обратите внимание, как самолет сначала летит ровно в остров, а затем поворачивает на 90 градусов. И как он покачивает крыльями, когда преодолевает воздушную границу "море/ВПП".
1. Аэропорт Паро в Гималаях (Королевстве Бутан)
Этот международный (!) аэропорт неоднократно признавался самым опасным во всем мире. Судите сами - лицензии на полеты в него имеют всего от 8 до 28 пилотов в мире (статистика разная в различных источниках).
Все дело в том, что аэропорт Паро находится на высоте более 2 тысяч метров и располагается в долине, окруженной горами-пятитысячниками. Взлет происходит по спирали - пилоту необходимо аккуратно кружить над аэропортом, постепенно увеличивая радиус, чтобы подняться выше пиков гор. Причем, подниматься надо существенно выше, так как прямо над вершинами потоки воздуха очень непредсказуемы.
Из-за этого взлет и посадка в аэропорту Паро возможны только днем и в хороших погодных условиях.
Несмотря на все сложности, ВПП длиной всего 1918 м (что не очень много по современным меркам), здесь регулярно приземляются и взлетают самолеты класса Airbus A319, вместимостью до 158 пассажиров.
Видео посадки самолета в аэропорту Паро (Бутан)
Обратите внимание при приземлении - под каким углом самолет заходит на ВПП - явно сильный боковой ветер.
Подписывайтесь на блог, впереди еще много интересного! И не забывайте ставить лайк, если вам понравилась статья!
Возможно, вам будет интересно: