В решении творческой задачи важным является слушание постигаемого. Нами это выражение используется не как метафора, а как точное воспроизведение происходящего с познающим и постигаемым. Полагая приведенное значимым для всякого творчески мыслящего человека, постараемся развернуть свою мысль.
Исходное
К постигаемому можно относиться двояко: либо как к тому, что есть объект познания, и не более того, либо как к тому, что при определенных условиях может ответить на вопрошание к себе со стороны познающего. В первом случае речь идет о познании в его классическом – нововременном прочтении (понятийно-экспериментальном), во втором – о познании субстратно-идеалистическом.
Исходным в субстратно-идеалистической рефлексии в значимом в связи с обсуждаемой проблемой отношении является положение о мироздании как реалии, стремящейся к субъектизации <...>
Исходным в субстратной рефлексии является и положение о мысли как реалии, способной катализировать процесс свертывания материи в значении П. Тейяра де Шардена. Мысль неведомым пока еще образом (наука ничего об этом не говорит) собирает материю (бытие) в некое целое и вызывает к жизни таящуюся в ней (материи) психическую энергию. Укажем в связи с формулируемым на наблюдение Ф. Ницше о бездне, отвечающей долго всматривающемуся в нее.
Познание, в контексте субстратной рефлексии, опирается на учет в процессе постижения некоего положения о способности постигаемого под влиянием мысли познающего открыться, ответить (в буквальном смысле слова) на обращенное к себе.
Формулируя исходные положения представляемой гносеологии, укажем на то, что уже миф (мифологическое сознание) подвигал человека видеть в окружающем субъективированные реалии. С нашей точки зрения, это еще один – и весомый – аргумент в пользу очерчиваемой концепции познания (мышление человека не есть некое выпадающее из бытия; напротив, оно – выражение его оснований).<...>
Вступление в бытие постигаемого
Объять все и вся не означает разрешить поставленную перед собой задачу. Необходимо особым образом отнестись к постигаемому (общаться с ним).
Мысль как удерживающая все и вся обращается к постигаемому. Обращается и полнит его новыми смыслами (связями, отношениями, пересечениями и пр.). Возникает новая физическая реальность (придет время, параметры ее будут замерены). Постигаемое, подпадая под воздействие вселенской мысли, свертывается, обособляется и в этом субъектизируется . Упомянем в связи с формулируемым суждения Р. Тагора о том, как рождались его рисунки: они возникали сами по себе, обаяние случайных линий подвигало к созданию образа, придавало особый ритм привносимому на бумагу.<...>
Полный текст статьи П.А. Гагаева можно почитать в блоге автора.
Об авторе. Гагаев Павел Александрович, доктор педагогических наук, Почётный работник высшего образования РФ, стаж педагогической деятельности - более 40 лет.
Купить книги автора в интернет-магазине "Лабиринт"
Сообщество издательства "А-проджект" вконтакте