Прозаическая миниатюра — это малый литературный жанр. Это не короткий рассказ, не отрывок, не зарисовка. Это отдельная форма со своими задачами и смыслом.
Чтобы отличать миниатюру от эссе, притчи, очерка и анекдотов нужно понимать признаки миниатюры:
1. Малый текстовый размер. От 2-3 предложений до бó льших объёмов. Редко превышает 5-10 страниц.
2. Сюжетное начало. Сюжет в миниатюре нужен для законченности символа, а не для повествования как такового. Если в миниатюре ветер срывает с дерева последний лист, то не для того, чтобы унести его в чужие края, а для того, чтобы завершить мысль автора. К примеру, мысль о том, что каждый из нас чувствовал себя одиноким.
3. Чёткая авторская мысль.
4. Субъективизм. В центре миниатюры герой, глазами которого мы видим мир, или вокруг которого происходят условные события. Важно заметить, что в миниатюре восприятие внешнего мира главенствует над восприятием внутреннего.
5. Вместо сюжетной динамики есть смысловая или эмоциональная.
6. Миниатюра пропорциональна. Внешняя фабула закончена.
7. Часто используется символизм. Валентина Дынник говорила, что написать миниатюру — это «показать солнце в малой капле воды».
8. Изящество текста, яркая стилистика, ритм, структура, мелодика.
Очевидно, что написать хорошую миниатюру действительно трудно. Необходимо чувствовать язык, физически ощущать каждое слово, мыслить яркими и внятными образами. Но какие же шаги может соблюдать писатель, чтобы приблизить свою работу к малой форме? Как написать миниатюру?
· Для начала нужно читать много миниатюр. В этом жанре работали Бунин, Случевский, Тургенев, Тонино Гуэрра.
· Прежде чем писать миниатюру, нужно продумать «нить». Выявить, что хочешь сказать. Зачем? Чётко поставить задачу.
· Понять, какие события или эмоции покажут идею.
· Выбрать выразительные средства, которые подходят идее миниатюры и её структуре.
· Во время написания нужно взвешивать и проверять каждое слово. Оставлять только те слова, без которых текст утратит смысл.
· Когда миниатюра готова, перечитай. И ещё раз. И ещё раз вслух. Проверь, есть ли ритм и мелодика.
Тренировки и неподдельное желание создавать миниатюры приведут вас к успеху, коллеги.
Тонино Гуэрра:
«Ожидание»
Он был так влюблён, что не выходил из дома и сидел у самой двери, чтобы сразу же обнять её, как только она позвонит в дверь и скажет, что тоже любит его. В голове звучал один вопрос: «Ты меня любишь?»
Но она не позвонила, а он сделался старым. Однажды кто-то тихо постучался в его дверь, а он испугался и убежал, чтобы спрятаться за шкаф…
«Фотография»
Как-то вечером он стоял в трамвае и вдруг почувствовал, что кто-то тянет его за руку. Молодой солдат уступал ему место как пожилому человеку. Он смутился и сел: такое с ним случилось впервые. Отвернувшись к окну, за которым ничего не было видно, кроме ночной темноты, он вдруг почувствовал весь груз своих лет. С той ночи он заперся в четырёх стенах, но они не могли удержать его тоски.
Как-то утром он получил письмо из далёкого города. Вскрыв его, он обнаружил фотографию старой обнаженной женщины. Без всякой подписи, и пояснений. Он надел очки и отыскал в морщинистом лице знакомые черты: это была единственная женщина, которую он по-настоящему любил в своей жизни. Зная великодушие своей возлюбленной, он сразу понял смысл её послания. Догадавшись о его страданиях, женщина не постеснялась показать ему свое старое тело, чтобы он убедился, что чувства сильнее плоти.
И. С. Тургенев:
«Собака»
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я её понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живёт одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы торжественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонёк.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберёт, какой именно в каждом из нас горел огонёк?
Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой.
- - - - - - -
Спасибо за внимание!
Приглашаю тебя в мой телеграм-канал ←