Послушаем частное мнение. В каких странах выше качество образования?
То, что обычно называют лучшими медицинскими школами и школами экономики, которые, по чьему-то мнению, находятся в США, имеет ложную квалификацию. Эта квалификация необъективна, имея цель переоценить образование, преподносимое в соответствии с принципами финансиализации.
Это происходит, в том числе и в области медицины — подготовка к работе на «Big Pharma» («Большую Фарму»), целью которой является отнюдь не здоровье людей. Целью является заработать как можно больше денег, заставляя больных платить как можно дольше, а затем умирать на 3 - 4 года раньше, чем европейцы. Что, тем не менее, требует медицинской квалификации: вы же не хотите, чтобы дойная корова умерла слишком рано...
В США университеты с самым высоким рейтингом — это те, которые готовят вас к управлению бизнесом, с приоритетом финансового управления и, опять же, с приоритетом политики финансиализации. Медицинские школы оцениваются как лучшие, потому что они выпускают наибольший объём патентов и научных публикаций, от которых зависит финансирование «Большой Фармы». По сути — для создания конкурентных преимуществ на основе множества патентов.
Во Франции самый высокий рейтинг получают те, кто готовится к государственному управлению. Самый высокий рейтинг — государственная политическая экономия с упором на налогообложение и налоговую политику («Inspection des Finances»). Однако с восьмидесятых годов французская система была изменена, чтобы лучше следовать американской системе. Некоторым университетам, технологическим институтам и бизнес-школам, созданным ещё в пятидесятых годах, удалось избежать этой тенденции и получить оправданную отличную репутацию. Но получить «международную видимость» шансов у них пока нет.
В Великобритании самые элитарные учреждения с высшим рейтингом, то есть Оксфорд и Кембридж, нацелены на то, чтобы дать вам общую культуру дипломатической службы королевским функциям государства, принимая во внимание, что лучшая собака должна, прежде всего, быть готова к ориентированию. Важна политика, которую будут проводить государственные служащие, а их реальные навыки полностью игнорируются. Высшая элита никогда не должна что-то делать — только инструктировать, приказывать, а иногда вести переговоры с равными.
В Германии, наименее «элитарной» из всех, благодаря глубокой политической революции 1945 - 49 годов, образование нацелено на профессиональное превосходство через формирование навыков, полноценных научных и технических знаний, а также практического опыта, полученного в процессе ученичества на низших уровнях. Образование зиждется на связи между промышленностью внизу и университетами наверху.
Эта система была введена Вильгельмом фон Гумбольдтом ещё в начале XIX века. Можно сказать, что Швейцария и скандинавские страны продвинули и усовершенствовали гумбольдтовский подход, особенно в отношении школьного и общего образования. Таким образом, там нет специального рейтинга университетов или институтов. В результате — общий уровень намного выше, чем в США. Вы можете очень просто ощутить это по общей конкурентоспособности экономики Германии и по эффективности её управления, например, в связи с недавними событиями пандемии.
Китай немедленно скопировал худшее из американского подхода и изобрёл «шанхайскую классификацию» вузов, которая больше всего способствует подготовке к финансовой экономике.
Вы можете измерить качество любой системы образования, сначала понаблюдав за конкурентоспособностью экономики выбранной страны. Это, в свою очередь, можно быстро оценить, посмотрев на следующее.
- Торговый баланс в реальной экономике (а не в финансовой, когда выкуп собственных акций позволяет увеличить дивиденды и долю на рынке просто за счёт слияний и поглощений).
- Уровень заработной платы. Вы не конкурируете за более низкую заработную плату. Из-за навыков вашего персонала, командного духа и знаний вы платите более высокую зарплату, но при этом остаётесь более конкурентоспособны.
- Фактическое чистое богатство на душу населения (а не ВВП на душу населения). С этими критериями на первое место вышли Германия, Швейцария, Австрия и некоторые другие «гумбольдтовские» нации. Франция, которая более финансово развита, оказывается ниже. Британия следует за ней. Италия, к удивлению тех, кто не знаком с сельским хозяйством и промышленностью этой страны, находится между Германией и Францией.
По материалам публикации (англ.).
Из комментариев
Я получил образование в Германии, а живу в США. Университеты в Германии не имеют таких «звёзд», как в США, но имеют то преимущество, что они хороши в целом. В Германии вам не нужно думать, что вы проиграли, потому что не поступили в один из «лучших» университетов — хотя есть различия, подойдёт любой.
Это одна из причин, почему глобализация (и конкуренция со странами с низкими зарплатами) не повлияла на производство в Германии даже близко к тому, как она повлияла на производство в США. Причина — высокий уровень образования в Германии, как в университетах, так и в лучших неуниверситетских заведениях профессионального образования.