David Zwirner Gallery — одна из ведущих галерей современного искусства в мире, площадки которой расположены в Нью-Йорке , Лондоне , Париже и Гонконге . Сеть галерей представляет широкий спектр работ от европейских мастеров прошлого века и американских минималистов до всемирно известных художников XXI века. Как немецкий арт-дилер Дэвид Цвирнер создал одну из самых влиятельных галерей в мире? Какие тренды David Zwirner Gallery задает в современном арт-сообществе сегодня? Разбираемся в новом материале.
David Zwirner Gallery известна, прежде всего, своими сложными и прогрессивными выставками, которые презентуют работы художников на пересечении различных форм и жанров ( выставки “ Чистая форма ”, “ Видеотека ”).
Сеть галерей принадлежит Дэвиду Цвирнеру, одному из влиятельных арт-дилеров. Он стабильно входит в первые десятки позиций рейтингов арт и бизнес-изданий. Его успех, по мнению критиков, заключается в умелом сочетании произведений молодых талантов и известных мастеров в стенах пространств Zwirner по всему миру.
Дэвид Цвирнер родился 23 октября 1964 года в Кельне, в семье влиятельного галериста и авторитета в мире искусства 1960-х годов, соучредителя Кельнской ярмарки искусства Art Cologne (1967) и эксперта Базельской ярмарки современного искусства Art Basel Рудольфа Цвирнера. Интерес к искусству появился у Дэвида еще в детстве: его семья жила в доме с галереей на первом этаже. Будущий арт-дилер вырос в атмосфере шедевров XX века.
Цвирнер получил образование в Нью-Йоркском университете. Там Дэвид изучал музыку, а после окончания учебы работал в Гамбурге в A&R в филиале звукозаписывающего лейбла PolyGram . Однако Цвирнер быстро понял, что ему интереснее работать в художественной сфере.
Цвирнер начал собирать собственную коллекцию, приобретая произведения молодых авторов Бернда и Хиллы Бехер и Дэна Грэм . Самая первая галерея арт-дилера открылась на Грин-стрит в Сохо (Нью-Йорк), вдали от модных творческих кварталов, с персональной выставкой австрийского скульптора Франца Веста . В первый год существования галерея удачно распродала выставку Джейсона Роудса , благодаря которой о талантливом студенте Калифорнийского университета узнал весь мир искусства. В 1994 году там прошла дебютная американская выставка бельгийского живописца Люка Тейманса , а в следующие годы Цвирнер показывал работы Рауля Де Кайзера , Стэна Дугласа , Марселя Дзама , Тоба Хедури , Гордона Матта-Кларка , Джона Маккракена .
В 2002 году Цвирнер решил расширить пространство и в рамках Нью-Йорка перенес галерею из района Сохо в район Челси. С 2000 по 2009 годы Цвирнер в качестве партнера работал с галереей Zwirner & Wirth в Верхнем Ист-Сайде. Это пространство специализировалась на частных продажах, и такое партнерство увенчалось целой серией успешных выставок. В октябре 2012 года открылся лондонский филиал Zwirner Gallery в районе Мейфэр на Графтон-стрит. Примерно в это же время Цвирнер организовал еще одно пространство в нью-йоркском районе Челси, спроектированное Аннабель Селдорф . Осенью 2019 года галерист принял решение разместить еще один филиал в Париже, который стал первой локацией Zwirner Gallery в контитентальной части Европы. Сам Дэвид объясняет , что открытие галереи во Франции стало для него как для европейца важным и логичным шагом.
В 2018 году годовой доход David Zwirner Gallery составлял 500 миллионов долларов. Компанию часто сравнивают с Gagosian Gallery , главным конкурентом. Так, в 2000 году скульптор Франц Вест заявил о переходе в галерею Гагосяна, а в 2012 году художница Яеи Кусама , напротив, ушла из Gagosian Gallery в пространство Дэвида Цвирнера. Всего в галереях сейчас находятся работы более 60 художников.
До 2020 года в штате Zwirner Gallery работали 165 сотрудников. Однако в связи с финансовой ситуацией, вызванной COVID-19, Цвирнер принял решение уволить 20 процентов персонала сразу в шести локациях галереи. Эти увольнения составляют почти 40 сотрудников в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Гонконге. Большинство сокращений приходится на отделы, которые управляли событиями, инсталляциями и художественными ярмарками — все они прекратили функционировать в последние месяцы. Анализ дел на арт-рынке, похоже, показал, что возвращение к докарантинным объемам продаж невозможно до появления вакцины или эффективного лечения коронавируса. По мнению руководства, меры экономии позволят галереям остаться прибыльными в течение 2021 года. Всех сокращенных сотрудников Цвирнер поддержал выходным пособием в размере четырехнедельной зарплаты и медицинской страховкой до конца 2020 года.
Сокращение персонала — не единственные перемены в кадровой политике галереи. Осенью 2020 года директором нового проекта Zwirner стала Элбони Хейнс, бывший менеджер галереи Martos в китайском квартале Нью-Йорка и Shoot The Lobster в Лос-Анджелесе. Она пообещала создать принципиально новое коммерческое пространство с музейной программой. Кроме этого, Элбони планирует организовать в новой галерее штат из полностью чернокожих людей.
Пандемия отразилась не только на составе штата, но и на тематике и формах выставок, проходящих в Zwirner Gallery . Так, в одной из нью-йоркских точек Zwirner в мае 2020 года презентовали выставку «20/20», посвященную глобальным проблемам, в частности, трудностям, вызванным COVID-19. Основными экспонатами выставки стали картины Яеи Кусамы с ее фирменными цветочными и абстрактными мотивами, работа Керри Джеймс Маршалл , изображающая ворону и щегла, потусторонние скульптуры Кэрол Гроув, а также черно-белые рисунки Рэймонда Петтибона .
Во время карантина Дэвид Цвирнер предоставил двенадцати небольшим нью-йоркским галереям свои виртуальные смотровые залы. Эта акция была призвана облегчить тот финансовый стресс, который небольшие галереи переживают в тяжелые времена пандемии. Онлайн-залы David Zwirner Gallery запустила на своем сайте еще в январе 2017 года. Площадка работала по тому же принципу, что и реальные филиалы: на ней проходили виртуальные персональные выставки. Политика онлайн-просмотра работ позволила Цвирнеру продавать работы художников по всему миру даже там, где его пространств пока еще нет.
Художники из галерей Цвирнера — частые участники различных арт-ярмарок. Так, на майской online-ярмарке Frieze New York (второй по величине после Art Basel Hong Kong ) галерея представила выставочный стенд из 28 работ авторов. Также прошло несколько крупных торгов — в частности, была продана картина Сюзан Фрекон за 400 000 долларов, фотографическая работа Вольфганга Тильманса за 220 000 долларов.
Кроме организации выставок и участия в арт-ярмарках, David Zwirner Gallery параллельно занимается и другими проектами. На сайте галереи есть серия подкастов — диалоги художников и философов, которые обсуждают актуальные художественные процессы. Кроме этого, у Zwirner Gallery есть собственное издательство. Совсем недавно оно выпустило каталог работ художника Ноя Дэвиса , который посвящал свои работы быту темнокожих людей в США. Выставку его картин в нью-йоркском филиале Zwirner отметили как одно из самых ярких событий в арт-мире 2020 года.
Zwirner Gallery сегодня — не просто всемирная сеть галерей современного искусства. Это стремительно развивающаяся корпорация, которая сама задает новые правила игры в международном арт-сообществе. Цвирнер первым использовал онлайн-платформы для выставок еще задолго до пандемии. Он не боится сотрудничать с noname-художниками и точно предсказывает, какие проекты будут востребованы сегодня. Грамотный менеджмент в сочетании с умением распознать прекрасное — пожалуй, главный успех галерей Дэвида Цвирнера.