БАКУ. 4 августа. КАЗИНФОРМ /Арнур Мухаметкарим/ - В канун официального визита Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в Астану Казинформ публикует мнение азербайджанского эксперта относительно казахстанско-азербайджанских отношений в нефтяной отрасли. В этой связи о перспективах участия Казахстана в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан, вопросах вокруг спорных месторождений на Каспийском море и проблеме «голландского синдрома» корреспонденту агентства рассказывает директор Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабанов.
- Господин Шабанов, недавно делегация Азербайджана посетила Туркменистан и провела там встречи на уровне заместителей министров иностранных дел двух республик по вопросу раздела Каспийского моря. На Ваш взгляд, как будут развиваться события вокруг этой проблемы между данными соседними государствами и будет ли спорное месторождение «Кяпаз» использовано совместно?
- На мой взгляд, этот визит азербайджанской делегации носил чисто ознакомительный характер, т.к. в сентябре этого года двусторонняя встреча будет продолжена. Первым шагом для дальнейших результативных переговоров должно стать возобновление работы туркменского посольства в Азербайджане, деятельность которого была заморожена на протяжении 6 лет по непонятным мне причинам.
С начала 2007 года совместная разработка спорного месторождения «Кяпаз» (туркменский вариант «Сердар») активно муссировался в средствах массовой информации. Когда я разговаривал с президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнагом Абдуллаевым, он мне сказал, что только после разрешения указанной проблемы дипломатическим путем азербайджанские нефтяники посетят Ашгабат для обсуждения данного вопроса.
Если проанализировать всю эту складывающуюся ситуацию, то создается такое впечатление, что никто из хозяйствующих субъектов, как в Азербайджане, так и Туркменистане, эти вопросы не способны решить самостоятельно, т.е. без санкции политического руководства данных республик.
В настоящее время Туркменистан ведет активные переговоры с Россией по известному прикаспийскому трубопроводу. Известно, что к сентябрю с.г. стороны-инициаторы должны подготовить технико-экономическое обоснование данного проекта. Я думаю, что только после этого можно говорить о азербайджано-туркменском сотрудничестве в нефтегазовой сфере. По крайней мере, на данный момент говорить о совместном использовании Азербайджаном и Туркменистаном месторождения «Кяпаз» преждевременно.
- Какова роль Казахстана в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД)? В каком количестве требуется казахстанский углеводород для полной загрузки данного нефтепровода?
- Дело в том, что после ввода БТД в эксплуатацию в начале июня 2006 года, который сопровождался 1,5 годичным опозданием, многие эксперты утверждали о нерентабельности данного проекта. Однако, когда исполнился 1 год со дня начала использования БТД, мы тщательно проанализировали первичные производственные показатели нефтепровода и выяснили, что за указанный период проект вышел на 75%-ый уровень от всей своей мощности.
Необходимо отметить, что впервые 7 июля с.г. в течение 6-ти часов 8 насосных станций БТД практически работали на проектной мощности, т.е. качали 1 млн. баррелей нефти в сутки. Это очень высокий показатель по сравнению, например, с трубопроводом Тенгиз-Новороссийск, т.к. он начал работать на полную мощность только после 4-х лет эксплуатации.
Если верить официальным заявлениям технического оператора БТД, компании «British Petroleum», то уже ко второму полугодию 2008 года, после начала добычи с глубоководной части месторождения «Гюнешли», ежесуточная прокачка нефти по данному трубопроводу будет составлять 1 млн. баррелей. Таким образом, с июля следующего года БТД выходит на проектную мощность.
За последний год произошла корректировка самой добычи, в результате чего выяснилось следующее. Если раньше говорили, что к 2010 году БТД достигнет своей проектной мощности и после этого начнется спад, то сейчас выясняется, что к указанному сроку будет добыто не 50 млн., а 58-60 млн. тонн нефти. Однако после этого действительно начнется спад производства БТД, но он будет продолжаться до конца 2013 года с мощностью ежесуточной добычи в 1 млн. баррелей. Таким образом, до 2014 года необходимость заполнения БТД казахстанской нефтью отпадает.
Во втором квартале текущего года трубопровод БТД начал за счет собственных средств изучать возможность увеличить прокачку нефти еще на 20%, т.е. оператор проекта ведет мониторинг мирового рынка и рассматривает возможность ускорения транспортировки сырья.
Когда выдавался синдицированный кредит проекту БТД в 2004 году, было отмечено, что при цене нефти $40 за 1 баррель срок окупаемости данного трубопровода наступит в конце 2012 года. С учетом высоких показателей, демонстрируемых в настоящее время, возврат кредита произойдет намного раньше и увеличит доходность данного проекта.
Что касается транспортировки казахстанской нефти по БТД, то наши эксперты рассматривали Астану как ключевую страну, которая будет активно участвовать в реализации проекта. Давайте посмотрим. После 20-ти лет эксплуатации 100%-ым владельцем БТД станет правительство Азербайджана. И не только азербайджанской части нефтепровода, но и грузинской и турецкой, а также приобретет терминал в Джейхане.
Но после истечения азербайджанской нефти Казахстан для Азербайджана станет хорошим партнером. Это возможно с учетом того, что три участника проекта «Кашаган» также присутствуют на БТД. Они ежегодно прокачивают по льготным проектам 7,5 млн. тонн нефти в год. Сейчас оператор «Кашагана» заявил, что прокачка нефти из казахстанского месторождения начнется в 2010 году.
Я думаю, что пока нет необходимости транспортировать нефть из Казахстана. Кроме того, по моему мнению, транскаспийский трубопровод станет не выгодным проектом, т.к. транспортировка нефти по трубопроводу - это очень дорогое удовольствие. Было бы выгодней ежегодно получать из Казахстана до 20 млн. тонн нефти в год посредством танкерных перевозок. Тем более, что сейчас вблизи Баку около Сангачальского нефтяного терминала за счет средств Азербайджана строится еще одно хранилище - Карадаг. Все это ведет к тому, что мы к 2015 году будем способны принять казахстанскую нефть в большом количестве. От этого Астана действительно окажется в выигрыше. И это будет наиболее конкурентоспособным маршрутом.
- Ильхам муаллим, в случае совместной разработки «Кяпаза» и направления нефти по транскаспийскому трубопроводу возникнет ли необходимость у Баку в приобретении «тяжелых» сортов казахстанской нефти?
- Даже в самом Казахстане многие ученые не осведомлены характеристиками кашаганской нефти. Среди прикаспийских стран Казахстан имеет, можно сказать, самую «древнюю и старую» нефть. Геологи утверждают, что ее возраст 150-160 млн. лет. Как известно, чем больше возраст углеводорода, тем больше в нем различных примесей.
Однако «Кашаган» имеет сорт нефти марки «Light», т.е. «легкий» как азербайджанский, что отличается своим высоким качеством. В Баку также возникал вопрос: «Как смешивать казахстанскую нефть с азербайджанской?». Заявляю, что кашаганская нефть отличается от сортов азербайджанского углеводорода не более чем на 5%. Это уже не тенгизская нефть. Поэтому оператор БТД заинтересован импортировать углеводород только из месторождения «Кашаган». Таким образом, о транскаспийском трубопроводе говорить еще рано.
- Сколько составляет разведанный запас азербайджанского месторождения «Азери-Чыраг-Гюнешли» (АЧГ) и какие доходы ожидают Баку в результате перевалки нефти и нефтепродуктов из указанного источника энергоресурсов?
- Если на момент подписания «Контракта века» в 1994 году извлекаемый запас составлял 511 млн. тонн, то на 2000 год, когда был санкционирован проект полномасштабной разработки, этот показатель достиг до 640 млн. тонн. Одновременно, после бурения оценочных скважин запас углеводорода в «Азери-Чыраг-Гюнешли» показал отметку в 730 млн. тонн.
Однако сейчас сделали корректировку до 900 млн. тонн, т.е. за последние 13 лет на 90% увеличились первичные прогнозные данные.
По сравнению с другими проектами по АЧГ было сделано очень много различных расчетов как иностранными, так и местными специалистами. Так, при средней цене нефти $60 за 1 баррель доход азербайджанского правительства до 2024 года составит 208 млрд. долларов. А при стоимости 50 долларов прибыль составит $170 млрд.
- Как известно, однобокое развитие национальной экономики приводит к так называемому «голландскому синдрому». Не грозит ли эта «болезнь» богатым энергоресурсами Азербайджану и Казахстану?
- Я бы сказал, что эта проблема касается не только Азербайджана и Казахстана, но и России. Если сравнивать чисто Азербайджан и Казахстан, то мы получаем следующую картину.
Первичные симптомы «голландской болезни» имеются у обеих стран. В частности, это укрепление национальной валюты, уменьшение в общей доле экспорта несырьевых товаров, постоянное подорожание товаров и услуг в этих нефтедобывающих странах.
Так, квадратный метр жилья в Баку в среднем составляет 1500 долларов, как и в Астане. Это не объективная цена, что является результатом «подогрева» экономики нефтяными деньгами. И эта опасность на сегодняшний день сохраняется в этих республиках.
В то же время, следует отметить, что развитие данного синдрома на экономику Азербайджана окажет очень большое негативное воздействие. А в Казахстане помимо экспорта углеводородов существует ряд других статей в доходной части бюджета, т.к. в недрах этой огромной страны находится вся таблица Менделеева.
У Азербайджана существует один плюс, т.к. он расположен ближе к мировым рынкам и управление экономикой в нашей стране легче, нежели в Казахстане.