Держу в руках книгу о Викторе Чернове - нашем соотечественнике, о котором сто лет назад в России знали, наверное, все без исключения. В наше время это имя мало кому известно. Забываем. Спасибо иностранному автору - финскому ученому Ханну Иммонен за то, что возвращает нам память. И спасибо моему племяннику, что дал на время эту замечательную книгу.
Книга рассказывает о политической и интеллектуальной биографии В.М.Чернова, охватывая его детство, деятельность в годы революций и эмиграцию.
Итак, кто же такой Виктор Чернов?
Из описания книги:
"В.М. Чернов (1873-1952) - один из основателей и лидеров Партии социалистов-революционеров с 1900 года и вплоть до начала 1920-х годов.
Он был главным теоретиком партии и последовательно поддерживал ее ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ до 1911 года.
Кроме того, он являлся создателем и защитником аграрного законопроекта эсеров, первоначально выдвигавшегося во Второй Думе в 1907 году, а затем в Учредительном собрании в январе 1918 года.
Во время революции 1917 года Чернов был во Временном правительстве министром сельского хозяйства, а затем ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ, когда ПСР была самой популярной партией в России и получила большинство мест в Учредительном собрании.
Во время Гражданской войны Чернов два с половиной года вел опасную подпольную жизнь, играя в прятки с большевистской властью.
Он покинул Россию в 1920 году, до 1938-го жил в Чехословакии, а в 1941-м обосновался в США..".
Неистовый полемик, революционер, трудоголик, а также рыбак и певец Волги ... и сторонник ТЕРРОРА в практической деятельности партии эСэРов.
Он любил Россию, был патриотом, однако мечтал о новой более справедливой России. И в своих МЕЧТАХ о НОВОЙ РОССИИ, точнее в борьбе за ее будущее допускал и обосновывал ТЕРРОР.
Как милый и веселый, но умный человек, пусть и революционер, может одновременно быть ТЕРРОРИСТОМ ? - достойный внимания вопрос, как мне кажется. И книга отвечает на него, начиная уже с первой главы.
Так, известно, все родом из детства. Однако меня поразило название посвященной детству первой главы книги - "Двухпалатная система".
Действительно, ну причем здесь ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА? Обычно так говорят о двухпалатном парламенте, где есть нижняя и верхняя палата. Как, например, сейчас в России: Госдума и Совет Федерации. Но какой такой "бикамерализм" мог быть в детстве Чернова, когда парламента в России еще и не было вовсе?
А дело вот в чем. Когда умерла мать маленького Виктора, детей воспитывала бабушка. Однако отец его снова женился, и новая жена постепенно установила в семье новые порядки. Она превратилась по отношению к детям от прежнего брака отца Виктора в злую мачеху из сказок.
Когда у ней появились собственные дети, дом разделился на две части - верхний этаж и нижний. Верхний этаж занимал отец Виктора и его новая семья, а дети от предыдущего брака жили внизу. Встречались они редко, обычно во время обеда.
Возможно уже тогда и именно там, считает автор книги, Виктор увидел и понял, что все личное одновременно является общественным, и что РУССКОЕ ОБЩЕСТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТОЧНУЮ КОПИЮ ЕГО РОДНОГО ДОМА.
"Двухпалатная система" не только разделяла на две части семью; это было и социальное разделение.
автор:
"Верхний этаж посещала местная интеллигенция и чиновники: нотариус, адвокат, доктор, исправник, прокурор и земский начальник.
Нижний этаж ко всем этим гостям относился оппозиционно, особенно Виктор - к земскому начальнику. Нижний этаж имел свои "чисто плебейские" связи с местными рабочими и крестьянами".
"Юный Виктор начинал видеть, что русское общество тоже разделено на "два этажа":
есть "ВЕРХНИЙ ЭТАЖ", зачарованный злой "мачехой", занявшей место, законно пренадлежащее "матери-России", а есть "НИЖНИЙ ЭТАЖ", где живут униженные и оскорбленные. Это был "простой, черный, трудовой народ", с которым Чернов чувствовал духовную связь".
Чернов писал о "нижнем этаже" общества:
"Это был мой мир, и я вместе с ним противопоставлял себя "ЦАРЯЩЕЙ НЕПРАВДЕ".
Так, как говорит автор книги, в Викторе Чернове родилась любовь к народу. Вдохновленный стихами Некрасова, он впитывал эту любовь, как "губка впитывает воду".
При этом, Чернов не мог забыть и простить судьбу своих сестер, погруженных в состояние черной меланхолии, исковеркавшей их жизнь.
Без "двухпалатной системы" дома, без злой мачехи жизнь Виктора могла бы совсем иной. Он писал в своих мемуарах, что "вырос бы подделкой под никчемного "барчонка"", и добавляет, что таких он много встречал в провинции".
Таким образом, можно предположить вслед за автором, что главной движущей силой революционной карьеры Виктора Чернова стала его домашняя жизнь в детстве и в период взросления.
Отсюда же видимо, добавлю я от себя, и ненависть к врагу, и оправдание ТЕРРОРА, как средства политической борьбы.
И еще меня беспокоит один вопрос в этой связи: