Найти в Дзене
Афиша Daily

«Бывает, что угрожают пистолетами»: как работают контролеры общественного транспорта

Оглавление

Оскорбления, избиения, бегство через окна, одинаковые отмазки, криминальные районы — то, с чем регулярно сталкиваются контролеры общественного транспорта. «Афиша Daily» провела несколько часов с сотрудником ГКУ «Организатор перевозок» Елизаветой Звонаревой и поговорила об особенностях профессии.

Мне 25 лет, я работаю инспектором-контролером почти три года. Попала сюда самым обычным образом: подруга устроилась и мне посоветовала. В феврале защищаю диплом в МГППУ на клинического психолога и надеюсь найти работу по специальности.

Мой рабочий день начинается с того, что к семи часам утра мы собираемся всей сменой, получаем задания от замначальника и едем по всему Восточному округу. Если есть специальное задание на определенный маршрут, отправляемся только туда.

-2

Обычно работаем группами не менее двух человек, иначе за остановку невозможно проверить весь салон. В среднем каждый контролер за смену выписывает 3–4 постановления о безбилетных проездах. Между собой мы общаемся жестами, чтобы не кричать через весь салон. Две сомкнутые ладони означают, что пассажиры прошли вдвоем, рука, которая изображает нырок, — пролез под турникетом, движение опущенной ладонью вперед — выходим на ближайшей остановке.

Об оправданиях

Безбилетный пассажир — тот, у кого нет билета, кто предъявил его без отметки о погашении, у кого истек срок годности билета, кто предъявляет проездной, который принадлежит другому лицу, например социальную карту. Пассажиры, которых ловим без билета, ведут себя по-разному. Были те, которые бегали по сиденьям от меня, вылезали из салона трамвая через окно. Одна женщина прошла в трамвай по социальной карте — видимо, чужой. Когда я ее попросила предъявить билет, она ответила, что только что выбросила его в окно и у нее ничего нет. В подтверждение разделась догола и предложила себя обыскать.

Она ответила, что только что выбросила его [билет] в окно и у нее ничего нет. В подтверждение разделась догола и предложила себя обыскать.

Безбилетным пассажирам мы выносим постановление по делу об административном правонарушении: заполняем бланк с паспортными данными, местом и временем нарушения, названием маршрута, бортовым номером и объяснением пассажира. Если человек не хочет предъявлять документ или его нет с собой, вызываем наряд полиции или самостоятельно проходим с пассажиром в ближайшее отделение ОВД. Полиция реагирует быстро, в течение 5–10 минут. Были случаи, когда безбилетников приводили в ОВД для установления личности, а они оказывались в розыске.

-3

В целом, оправдания всегда одни и те же: «выкинул билет», «закончился безлимитный проезд», «меня провел друг или просто пассажир», конечно же, этого «друга» никогда в салоне не оказывается. Еще одна распространенная история, когда пассажир рассказывает, что кассы на остановке нет, а у водителя нет сдачи, и поэтому он не продает билет. Продажа билетов у водителя — дополнительная услуга. Никто ему денег на сдачу не дает, поэтому водитель часто разменивает сам и сдает из своего кошелька. Тем более он не будет рисковать и брать крупные купюры, потому что не сможет никак их проверить на подлинность. Некоторые пассажиры этим пользуются и специально дают купюры большого номинала.

О тех, кто попадается чаще всего

Я уже заранее умею вычислить безбилетника. По манере поведения могу определить, насколько пассажир воспитан, сдержан или агрессивен. Чаще всего без билета ездят приезжие из других регионов России и Средней Азии. В основном «зайцами» оказываются люди вполне трудоспособного возраста — от 25 до 35 лет. А вот бездомных мы не трогаем. Во-первых, у них нет с собой документов, а полиция часто отказывается ими заниматься. Во-вторых, им банально негде согреться: многие собирают деньги, покупают билеты и ездят, греются. Они порядочные граждане, чего их трогать.

Довольно распространенная история, когда одни пассажиры пытаются помочь другим, но невольно их выдают. Например, человек прошел по чужой социальной карте, а контролеру предъявляет обычный билет. Какая-нибудь бабушка скажет, чтобы мы его не трогали, потому что видела, как он прикладывал социальную карту и по ней прошел. Пассажиру придется предъявлять карту — если она оформлена на имя другого человека, мы ее изымаем (Изымают карты только контролеры «Мосгортранса», которые работают вместе с контролерами ГКУ «Организатор перевозок». — Прим. ред. ).

-4

В нашей стране случалось, что контролеры высаживали детей из транспорта на мороз, и они умирали. Но это вопиющие случаи! Так не должно происходить. Мы не высаживаем никого, ни на мороз, ни на жару. Мы заинтересованы выполнять лишь свои обязанности — привлекать к административной ответственности безбилетного пассажира.

О взятках и зарплате

Притом что проезд стоит относительно недорого, некоторые безбилетники пытаются дать взятку: предлагают от двухсот рублей до пяти тысяч. Не стесняются даже того, что мы ходим с видеорегистратором, который всегда записывает видео и звук. Но я никогда не слышала, как кто-то брал деньги. Всех сотрудников периодически проверяют на полиграфе. Меня проверяли уже дважды за три года.

-5

Пусть меня посадят за эти слова, но у нас очень низкая зарплата. Летом работаем по жаре, с меня сходит три пота, я мокрая, как не знаю кто. Еще и пассажиры, которым тоже жарко. Некоторые без билета, не хотят давать паспорт. Или стоишь на остановке в холод, уже колотит, согреться негде, а автобус не едет из-за аварии. А зарплата у меня, как у уборщицы в школе. Контролеры могут зарабатывать от 28 до 48 тыс. рублей, в зависимости от должности и разряда. Причем эксперт первой категории ничем не отличается от других, одни и те же полномочия и обязанности. Но большинство сотрудников находятся на низших должностях, а высших — буквально единицы.

Об агрессивных пассажирах

В районе Бакунинской улицы или метро «Бауманская» безбилетными чаще всего оказываются воспитанные люди, которые из-за несобранности не оплатили проезд. А вот районы Выхино, Новогиреево, Перово, у Открытого шоссе, площади Подбельского или Гольяново — туда лучше вообще не соваться. Если туда ехать, то с целым полком полиции. Гольяново — очень криминальный район, где безбилетниками часто оказываются бывшие заключенные. С ними культурно общаться и привлекать к административной ответственности — сложно. Если хочешь потрепать себе нервы, едешь в Гольяново, Выхино или на Вешняковскую улицу. Мы между собой называем эти места «деревня Гадюкино». Там тяжело уговорить человека дать паспорт и оплатить проезд. Чаще всего такие пассажиры остаются безнаказанными.

-6

Бывает, что угрожают пистолетами, ножами, шприцами и даже применяют физическую силу. Мне как-то сломали руку: безбилетный пассажир хотел убежать в открытую дверь, но случайно задел меня и протащил по всему проходу. Однажды нашего сотрудника ударили по голове бутылкой. Мы от этого никак не защищены. Поэтому мне хотелось бы, чтобы контролеров приравняли к должностным лицам, как полицейских, чтобы можно было использовать какие-то средства самообороны.

Бывает, что угрожают пистолетами, ножами, шприцами и даже применяют физическую силу. Мне как-то сломали руку.

Ну а поскандалить с контролером — святое. Очень много «адвокатов»: «Да не трогайте вы ее, может быть, у нее действительно нет денег. Может, у нее семеро по лавкам, а вы деньги требуете». Объясняем, что денег не требуем, что, если человек не оплатил проезд, мы просим паспорт, чтобы составить протокол. В ответ слышим: «Да ладно вам, не сочиняйте, вы собираете взятки. Все вы такие, шакалы, сволочи, сердца у вас нет! Курица не птица, контролер не человек!»

Текст:

Илья Панин

Фотографии:

Дарья Глобина