О девяностых (тех самых лихих!) все вспоминают по-разному. И это, в общем-то, понятно.
У одних, их не так много, дела резко пошли в гору - можно стало открыто оперировать валютой, покупать/продавать/перепродавать. У них и раньше был такой "талант", но в СССР за его проявления можно было запросто сесть за решётку. Тогда же началось поистине раздолье. Торговали всем, не только валютой.
У других появились новые возможности в профессиональной реализации - часть профессий стала вдруг резко высокооплачиваемыми. Кто-то получил пакеты реальных акций (а не филькиных грамот, как большинство), кто-то повышение по службе и в зарплате. Такие ездили отдыхать за границу и много в чём себе не отказывали.
У третьих дела шли не шатко, не валко, как, впрочем, и раньше. Для них почти ничего не изменилось. Этакие середнячки.
А у четвёртых вся жизнь пошла кувырком - заводы/предприятия/конторы закрывались, привычной работы не стало, приходилось таким и челночить, и на рынках в любую погоду стоять, и под "крышу" рэкета уходить.
Самому мне приходилось и подрабатывать, когда жена сидела в декрете со вторым ребёнком, и челночить, и на рынках стоять. А куда было деваться, если трудились мы с женой тогда в одной отрасли (Минуглепром), и, если зарплату задерживали (иногда до трёх месяцев!), то сразу обоим.
Но я частенько вспоминаю другой случай, произошедший с нашими знакомыми. Это было, когда мы уже вернулись с Дальнего Востока (1995 год) в родное Поволжье. Бездетные супруги (наши знакомые) трудились также, как и мы когда-то в Приморье, в одной структуре - крупнейшая российская химическая компания. Понятное дело, в офисе, а не во вредных цехах. Она в бухгалтерии, он в финансовом отделе. Зарплаты по тем временам просто шикарные (с нашей точки зрения!), опять же привязаны к курсу доллара (продукция-то предприятия продавалась тогда в основном за рубеж).
По два раза в год ездили отдыхать на заграничные курорты, питались и одевались, как хотели. Трёхкомнатная квартира в новом кирпичном доме, дача, машина-иномарка. Кроме прочего ежемесячно откладывали некую сумму в наличных долларах - готовили финансовую прослойку на случай возможного форс-мажора. В общем вели себя далеко не легкомысленно, думали о завтрашнем дне...
Осенью 1998 года грянул дефолт. В компании, где трудились наши знакомые, начались некие перемены, связанные, как потом говорили, с тем, чтобы избежать попыток её рейдерского захвата наглыми москвичами.
В результате всех этих новшеств и последовавших за ними сокращений супруги оказались сначала за пределами штата (временно, как им пояснили тогда), а потом и вовсе потеряли работу.
Казалось бы - обычная для тех лет ситуация. Иди ищи другую работу, благо что профессии у обоих востребованные, да и в регионе есть другие химпредприятия, где нужен специфический опыт в этих специальностях.
Но чего-то у них там не заладилось с поиском работы. Мы с женой предполагали, что они не могли сразу найти что-то близкое по зарплате, а на иные варианты не соглашались. Благо искать могли себе позволить, так как финансовая прослойка у них была уже довольно приличная (да ещё и в валюте!).
Корону снять они так и не захотели (а ведь можно было с чего-то начинать на новых местах, в надежде на дальнейшее возможное продвижение). Вместо этого они сидели дома и от нечего делать потихоньку пристрастились к бутылочке (это уже потом их родственница рассказывала).
Результат печален. Через год с небольшим женщина умерла от цирроза печени, а её муж, продав квартиру, уехал на свою родину. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Вот такая судьба. Вот такой итог для отдельно взятой семьи, которая не смогла преодолеть проблемы, характерные для "лихих 90-х".
Но правды ради стоит сказать и о том, что некоторые проблемы тех лет повторяются и в сегодняшней России. Но это уже другая история...
Кому понравился новый авторский мотиватор/демотиватор жмите «Нравится», комментируйте и подписывайтесь на канал «Мотиваторы/демотиваторы»